Поскольку выставочная деятельность - это особый вид производства, постоянно расширяющаяся сфера применения социальных ресурсов, формы ее реализации - выставки и ярмарки, их классификация и оценка качества организации, их влияние на экономику страны и подробно рассматривает региональное развитие. Не менее важным является экономический механизм регулирования выставочной деятельности, который рассматривается во второй главе. исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Своеобразие выставочной деятельности приводит к трудностям в ее саморегулировании рынком. В погоне за прибылью организаторы выставок конкурируют друг с другом, что приводит к избытку предложения на рынке выставочных услуг, сопровождающемуся падением цен ниже уровня рентабельности. Только регулирование со стороны правительственных агентств или неправительственных ассоциаций, учрежденных организаторами, может компенсировать сбой на рынке выставочных услуг.
2. Выставочная деятельность направлена на рекламу, но в силу своей универсальности не сводится к рекламе. Он имеет те же характеристики, что и рекламный сервис. Это вероятностный характер достижения полезного эффекта, наличие элементов продукта в услуге, индивидуализированный характер производства, наличие внешних воздействий и непредсказуемость реакции потребителей.
3. Инвестиции в выставочную деятельность приводят к мультипликативным эффектам в городской инфраструктуре. Выставки приносят пользу многим. Эти побочные эффекты, выгодные для «третьих лиц», представляют собой дополнительный доход и социальные льготы для экспонентов, организаторов, посетителей, предприятий общественного питания и гостиниц, транспорта и местного бюджета выставок.
4 Тенденции развития выставочного бизнеса в России включают рост рынка, увеличение количества специализированных ярмарок, уменьшение количества узких продовольственных ярмарок и их замену включением технических товаров, перспективу проведения национальных выставок за рубежом. . Новой тенденцией является то, что организаторы выставок сотрудничают друг с другом и проводят совместные выставки, а не конкурируют друг с другом.
5. Активно на российском рынке иностранные компании-организаторы выставок. Их можно разделить на ведущие компании выставочной индустрии с большим опытом и хорошей репутацией на международном уровне, узкоспециализированные транснациональные компании, которые организуют выставки на одну и ту же тему по всему миру, компании, действовавшие в советское время, и новые компании, работавшие в период Период перестройки был создан специально для развития нашего рынка. Их имиджевые преимущества и их способность привлекать иностранных участников делают их серьезными конкурентами для молодых отечественных фирм.
6. Выставочная деятельность за рубежом прошла четыре этапа с изменяющимися тенденциями:
1). 50-е и 60-е годы - это бум, по-прежнему не хватает запасов. Основная цель выставочной деятельности - демонстрация производимых товаров и услуг.
2). 70-е годы - время насыщения рынков сбыта и перехода, особенно к презентации образцов новинок на ярмарках.
3). 80-е годы - этап общения. Простая презентация превращается во взаимный поиск контактов, часто с использованием современных технических средств и компьютерных сетей.
4) 1990-е годы - время международной интеграции. Участие в ярмарке прямых сделок заменяется необходимостью укрепления имиджа с последующими крупными сделками.
7. В каждой стране исторически сложился свой особый подход к организации торговых ярмарок, но одно остается неизменным: сектор торговых ярмарок в Европе находится под контролем государства. Уровень такого контроля наиболее высок в Германии, Италии, Франции и Испании. В других странах уровень государственного контроля слабее. Таким образом, составляющие успеха выставочной индустрии в Германии можно разделить: государственное финансирование, общественный контроль и частная инициатива. Регулирование выставочной деятельности в Финляндии - пример противоположной тенденции к негосударственному вмешательству. Регуляторами выступают действия региональных выставочных компаний. В последние годы качество выставочной работы значительно улучшилось, что связано с реорганизацией выставочной деятельности в сторону ее децентрализации.
8. До революции сложная система государственного регулирования выставок поддерживала российских производителей и защищала их от иностранной конкуренции. Правительство России принимало активное участие в организации, финансировании и продвижении участников. Выставки были ориентированы на местных предпринимателей, и в первую очередь было подчеркнуто российское происхождение представленных товаров. Для привлечения экспонентов существовало как прямое административное правоприменение, так и эффективная система стимулов в виде государственных наград, огласки результатов, частичного или полного государственного финансирования выставочных мероприятий и наград, финансовых льгот, таких как Б. Сниженные тарифы на транспортировку экспонатов и проезд на выставку и обратно, отмена налогов на торговлю на краткосрочных ярмарках.
9. В современных условиях неэффективны государственные учреждения и государственные организации, регулирующие выставочную деятельность. Дублирование функций, несогласованное выполнение мероприятий, ведущих к одновременным или последовательным выставкам схожей тематики, а также избыточность самих организаций сосуществуют с недостаточным регулированием для эффективного осуществления выставочной деятельности. Преимущества крупных выставок, которые предлагают соответствующий спектр услуг по разумным ценам за счет положительной экономии от масштаба, используются недостаточно. Существующие правительственные постановления из-за плохо продуманной налоговой политики замедляют выставочную деятельность.
10. Концепция развития выставочно-ярмарочного бизнеса в Санкт-Петербурге вторична по своим целям по отношению к целям Стратегического плана городского развития. Это должно гарантировать высокое качество жизни и производства. Концептуальный подход автора к смешанному, рыночному и государственному регулированию данной сферы выражается в задачах выставочной бизнес-концепции. В том числе:
–нормативно-правовое регулирование;
– создание благоприятных условий для участников, предоставление финансовых, информационных, консультационных, маркетинговых, вспомогательных и налоговых льгот;
– поддержка организаторов - отечественных компаний, зарегистрированных в городе;
– увеличение поступлений в бюджет города от выставок с учетом дополнительных доходов от инфраструктуры города;
– продвижение товаров на внешние рынки;
– развитие материально-технической базы выставочной индустрии в соответствии с международными стандартами.