Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр 6 1.1 Сущность понятия «лексико-грамматический строй речи» 6 1.2. Особенности развития и причины нарушения речи у дошкольников при ОНР 3 уровня 10 1.3 Возможности музыкально-ритмических игр как средства коррекции лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня 16 Глава 2. Опытная работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр 20 2.1. Диагностика лексико-грамматического строя речи 20 2.2. Программа коррекции речевых нарушений 28 Заключение 33 Список литературы 35 Приложения 37

Музыкально-ритмические игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня

курсовая работа
Педагогика
36 страниц
78% уникальность
2021 год
32 просмотров
Быкова О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр 6 1.1 Сущность понятия «лексико-грамматический строй речи» 6 1.2. Особенности развития и причины нарушения речи у дошкольников при ОНР 3 уровня 10 1.3 Возможности музыкально-ритмических игр как средства коррекции лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня 16 Глава 2. Опытная работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр 20 2.1. Диагностика лексико-грамматического строя речи 20 2.2. Программа коррекции речевых нарушений 28 Заключение 33 Список литературы 35 Приложения 37
Читать дальше
Актуальность выбранной темы. В последние годы количество детей с нарушенным развитием речи стало увеличиваться. Одним из самых распространённых и тяжелых нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР). Нарушение лексико-грамматических навыков речи является ведущим дефектом в структуре ОНР. Лексико-грамматический строй речи играет важную роль в становлении правильной связной устной, а в дальнейшем, и письменной речи.


Сколько стоит заказать курсовую работу в Томске ? Узнайте на Work5.


. Неполноценность грамматического оформления речевого сообщения затрудняет его понимание слушателем. Развитие лексико-грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его социализации, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей. Неразвитость лексико-грамматической стороны речи дошкольников с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями по программе дошкольного образовательного учреждения. Проблема формирования лексико-грамматической стороны у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) является актуальной в настоящее время. Это обусловлено тем огромным значением, которое оказывает лексическо-грамматической строй речи для развития общения, познавательной деятельности дошкольника и для формирования предпосылок успешного обучения в школе. Музыкально-ритмические игры считаются более чувственным звеном логопедической коррекции, которая сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных возможностей дошкольников Важные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса происходят у детей именно под воздействием занятий логопедической ритмикой. Следовательно, правильно подобранное коррекционное воздействие на развитие лексико-грамматического строя речи оказывает положительное воздействия на его развитие в целом и всех компонентов речевой деятельности в частности. Степень изученности темы. Нарушения лексико-грамматической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими. Цель исследования: музыкально-ритмические игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «Лексико-грамматический строй речи». 2. Выявить особенности развития и причины нарушения речи у дошкольников при ОНР 3 уровня. 3. Рассмотреть возможности музыкально-ритмических игр как средства коррекции лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня. 4. Провести опытную работу по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр. Предмет исследования: музыкально-ритмические игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня. Объект исследования: формирование лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты исследования, позволившие выявить лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР 3 уровня и могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе. Научная новизна исследования: проанализированы теоретико-методологические подходы к проблеме речевого развития дошкольников, выведены на новый качественный уровень и обогащены содержательно категории, характеризующие формировании лексико-грамматических навыков у дошкольников с ОНР 3 уровня. Используемые методы и подходы:  теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;  экспериментальные: опрос; педагогический эксперимент;  методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить музыкально-ритмические игры как средство формирования лексико-грамматического строя речи при ОНР 3 уровня. Данная цель подразумевала решение следующих задач. Овладение лексико-грамматическим строем языка – обязательное условие формирование полноценного речевого общения, подобно тому, как познание объективных признаков предметов многообразных отношений между ними – необходимое условие правильного пользования этими предметами. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста – одна из основных задач обучения и воспитания. Развитие лексико-грамматической стороны речи происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста лексико-грамматическая сторона речи при нормальном речевом развитии должна быть сформирована. Дети с ОНР испытывают затруднения при усвоении лексико-грамматической стороны речи. Для 3 уровня ОНР характерна развернутая фразовая речь, включающая элементы недоразвития лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Звуки произносятся не дифференцированно: один звук может заменять сразу несколько звуков этой же или близкой к нему фонетической группы. Например, недостаточно четко произносимый мягкий звук [с] заменяет собой его твердый вариант («сяпоги»), звук [ш] (шуба - «сюба»), [щ] (щетка - «сётка»). Сложные в произнесении звуки заменяются более простыми по артикуляции звуками. Можно наблюдать замены звуков, при которых звук в различных словах произносится по-разному. Отмечаются смешения звуков, при которых в изолированном положении ребенок некоторые звуки произносит верно, а при включении этих звуков в слова и предложения происходит взаимозамена. Активный словарь преимущественно включает в себя существительные и глаголы. Словарь признаков развит недостаточно. Можно отметить ошибки в согласовании числительных с существительным, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Дети плохо понимают изменения значения слов, которые выражаются приставками и суффиксами. Проявляются затруднения в различении морфологических элементов, которые выражают значение числа и рода, в понимании логико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные и пространственно-временные связи слов в предложении. Дети способны повторить отраженно за логопедом слова, состоящие из трех-четырех слогов. Однако в собственной речи они нередко сокращают количество слогов. Множество ошибок проявляются в перестановке и заменах звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове. Для определения уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проанализированы задания для диагностики. Музыкально-ритмические игры являются наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Занятия с музыкально-ритмическими играми направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Цель, достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2016. – 290 с. 2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, 2018. – 60 с. 3. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – Санкт-Петербург : «Паритет», 2016. – 144 с. 4. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский – Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2013. – 1008 с. 5. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М.: «ВЛАДОС», 2014. – 680 с. 6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев – Детство-Пресс, 2017. – 146 с. 7. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева– Екатеринбург: АРД ЛТД, 2017. – 152 с. 8. Лаврентьева, А.И. Этапы становления антонимических отношений слов в детской речи / А.И. Лавреньтева // Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции. – Санкт-Петербург: Образование, 2015. – 80 с. 9. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с. 10. Люблинская, А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий / А. А. Люблинская. – Москва, 2015. – 412 с. 11. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова– СПб.: Союз, 2017. – 136 с. 12. Поваляева, М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 415 с. 13. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. – Москва, 2016. – 150 с. 14. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – Москва: «Академия», 2012. – 130 с. 15. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Москва, 2012. – 130 с. 16. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6–7 лет с ОНР: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 245 с. 17. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи: учеб. - метод, пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 112 с. 18. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 287 с. 19. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – Москва, 2012. – 120 с. 20. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2017. – 390 с. 21. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие / Г. В. Чиркина. – Москва : АРКТИ, 2012. – 154 с. 22. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – Москва, 2013. – 140 с. 23. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2013. – 240 с. 24. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 137 с. 25. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба– М.: Наука, 2014. – 135 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Предвыборная кампания «Голосуй или проиграешь»
Количество страниц:
8
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2020
Предмет:
История
курсовая работа
Сжатие информации.Теоритическое обоснование,алгоритмы сжатия,программная реализация,обзор современных программ-архиваторов.
Количество страниц:
23
Оригинальность:
46%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Программирование
реферат
Крахмал: амилоза и аминопектин.
Количество страниц:
17
Оригинальность:
45%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Биохимия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image