Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Возникновение еврейского вопроса в России.......................................5
1.1.Становление еврейского вопроса в истории России...................................5
1.2. Правовое положение евреев в России на рубеже XIX‒XX вв...................10
Глава 2. Государственная политика в отношении евреев на рубеже XIX ‒ XX вв..........................................................................................................................15
2.1. Государственная политика, проводимая в рассматриваемый период в отношении евреев..............................................................................................15
2.2. Проблемы в решении еврейского вопроса...................................................23
Глава 3. Обсуждение еврейского вопроса в Думе...........................................28
Заключение........................................................................................................33
Список литературы...............................................................................................35
Читать дальше
Парламентские дебаты достигли максимальной остроты, когда в Думе обсуждались проблемы еврейского населения страны. В отношении евреев в царской России существовало множество ограничительных законов, которые даже откровенные сторонники антисемитизма признали несправедливыми. Противоречия капиталистического развития России, связанные с сохранением многочисленных феодальных пережитков, привели к постановке еврейского вопроса на заседаниях Государственной Думы третьего созыва. Депутаты-либералы посчитали этот выпуск общероссийским, «барометром политической жизни страны».
Ситуация усугублялась тем, что в самом обществе распространялись антисемитские настроения, разжигаемые прессой черносотенного движения. В Государственной Думе еврейский вопрос часто поднимался только для того, чтобы отвлечь внимание депутатов и всего общества от других проблем государства. Во время думских дебатов еврейский вопрос поднимался при обсуждении различных проблем, и евреи часто представлялись виновниками многих невзгод российской действительности. Однако лишь однажды, в 1908 году. Еврейский вопрос был специально внесен в повестку дня заседаний Думы, когда правые сделали 2 запроса о незаконности распространения черты оседлости на Курскую губернию. Основными противоборствующими партиями были правые, для которых антисемитизм был одним из идеологических постулатов, и либералы, представленные конституционными демократами. Члены фракции октябристов, от которой фактически зависел исход голосования в Думе, признали несправедливость существования ограничений прав евреев в различных сферах, и вместе с тем признали снятие этих ограничений преждевременным. .
Осторожную позицию заняли и кадеты. Даже в нашумевшем деле Бейлиса они высказались против инициативы социал-демократов подать запрос в Думу по этому поводу. И либералы, и правые не смогли предпринять никаких действий для радикального решения еврейского вопроса. Правовой вакуум в отношении многомиллионного российского еврейства способствовал его активному участию в революционной борьбе, что в конечном итоге сыграло свою фатальную роль.
Итак, во время Первой мировой войны происходит очередной виток обострения еврейского вопроса в России. Катализатором послужила проблема переселения еврейских вынужденных переселенцев, хлынувших из захваченных боями западных провинций Российской империи во внутренние районы страны, скапливаясь вдоль восточной линии расселения. Территория, на которой евреи имели право жить, была буквально наводнена потоком еврейских беженцев и выселенцев, поставив на повестку дня вопрос о необходимости урегулирования ситуации с правом проживания еврейского населения в Российской империи. Вопрос о проблемах, связанных с сохранением еврейской оседлости, поднимался на страницах периодической печати, в различных общественных организациях. Казалось бы, Государственная Дума, сыгравшая одну из главных ролей в политической жизни страны, не могла остаться в стороне от этой злободневной темы. Но в период с начала Первой мировой войны до августа 1915 года, когда был принят циркуляр о временном разрешении евреям селиться в городах Российской империи за чертой расселения, он находился на открытых заседаниях Государственной Думы. что эта проблема звучала реже всего. Не были приняты предложения депутатов от национальных групп, фракций социал-демократов и трудовиков об отмене правовых ограничений, связанных с национальностью и вероисповеданием.
Читать дальше
1. Авинери Ш. Основные направления в еврейской политической мысли.- Израиль: Библиотека «Алия», 1983. 320 с.
2. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей в четырех частях. Составленная по первоисточникам И.Х.Равницким и Х.Н.Бяликом. Авторизированный перевод со введением С.Г.Фруга. Берлин: Изд-во С.Д.Зальцман, 1922. - 224 с.
3. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. - № 8. - С. 54-74.
4. Аксаков И.С. Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права? // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 687 - 693.
5. Аксаков И.С. Отчего евреям в России иметь ту равноправность, которая не дается нашим раскольникам? // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 694 - 698.
6. Аксаков И.С. Что такое «евреи» относительно христианской цивилизации? // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III.-С. 698 - 708.
7. Аксаков И.С. Не об эмансипации евреев следует вести речь, а об эмансипации русских от евреев // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 708 - 714.
8. Аксаков И.С. «Либералы» по поводу разгрома евреев // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 714 - 724.
9. Аксаков И.С. Иудаизм как всемирное явление // Аксаков И.С. Сочинения. -М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. Т. III. - С. 725 - 735.
10. Аксаков И.С. Желательно ли расселение евреев по всей России // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 735- 747.
11. Аксаков И.С. По поводу статьи Брафмана «Кагал» // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 747 - 757.
12. Аксаков И.С. Еврейская агитация в Англии // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 757 - 760.
13. Аксаков И.С. Нормально ли положение евреев на нашем Западе и Юге и их отношение к местному населению // Аксаков И.С. Сочинения. -М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. Т. III. - С. 761 - 771.
14. Аксаков И.С. О том, как бы обезвредить евреев от христианского народонаселения // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886.-Т. III.-С. 772 -787.
15. Аксаков И.С. Обезвредятся ли евреи, преобразовавшись в культурный слой? // Аксаков И.С. Сочинения. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886. - Т. III. - С. 787 - 802.
16. Альбац Е. Еврейский вопрос. М.: Независимое издательство ПИК, 1995.- 80 с.
17. Анский С. Третий навет // Еврейская газета. 1991. - № 6. - С. 7 - 7.
18. Андреев Л. Первая ступень (О еврейском вопросе). М.: Тип. АО «Московское издательство», 1915. - 16 с.
19. Андреевский И. О правах иностранцев в России до вступления Иоанна III Васильевича на престол Великого Княжества Московского. СПб.: В тип. Я. Трея, 1854. - 142 с.
20. Антисоветизм на службе империализма. О некоторых особенностях современного антисоветизма М.: Мысль, 1976. - 263 с.
21. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1962.-524 с.
22. Асмус В.Ф. Владимир Сергеевич Соловьев // Соловьев B.C. Соч. в двух томах. М.: «Правда». 1989. - Т. I. - С. 3 - 12.
23. Ачкасов А.Н. Злой навет,- Киев: Тип. С.Г.Слюсаревского, 1912. -32 с.
24. Ахад-Хам (Ашер Гинцберг). Тайный вождь иудейский (Перевод с французского). Берлин: Тип. Общества «ПРЕССЕ», 1922. - 32 с.
25. Барабанов Е.В. В.В.Розанов // Розанов В.В. Религия и культура. М.: «Правда», 1990. - Т. 1. - С. 3 - 16.
26. Барац Г.М. Собрание трудов по вопросу о еврейском элементе в памятниках древнерусской письменности. Париж: Без изд-ва, 1926. - Т. 1. -329 с.
27. Бебель А. Антисемитизм и пролетариат. Одесса: Новая заря, 1905. -48 с.
28. Безверхий В. История религии. М.: «Витязь», 1998. - 138 с.
29. Бегун В. Вторжение без оружия. Изд-е 2-е, исправленное. М.: Молодая гвардия, 1979. - 175 с.
30. Бегун В. Международный сионизм враг мира и прогресса (Материалы в помощь лектору). - Минск: Общество «Знание» БССР, 1980. - 24 с
Читать дальше