Введение 3
1. Предпосылки для формирования теорий материального и формального образования 4
2. Основные положения теории материального образования 7
3. Основные положения теории формального образования 8
Заключение 11
Список литературы 12
Читать дальше
В работе рассмотрены основные положения теорий материального и формального образования, которые получили развитие в педагогике Западной Европы в XIX столетии.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что предпосылками для развития данных теорий стали экономические, социальные и политические условия, развитие промышленности, необходимость подготовки рабочих.
В развитие теории материального образования значительный вклад внесли Г. Спенсер и Дж. Дьюи. В их работах отражены основные идеи, цели воспитания, содержание обучения. В основе материального образования лежит философия эмпиризма, поэтому источником знаний выступает опыт обучающихся, получаемый в ходе практической деятельности. Теория материального образования ориентировалась главным образом на естественнонаучные и прикладные учебные дисциплины и легла в основу деятельности реальных училищ и лицеев того времени.
В основе теории формального образования лежит философия рационализма, поэтому источником знания выступал разум. Задачей образования представили теории формализма видели в овладении обучающимися не фактическими знаниями, а в развитии ума, способностей к анализу, логическому мышлению. Средством решения данных задач выступают такие дисциплины, как языки, в особенности древние (латинский, греческий), математика, гуманитарные науки. Теория формального образования легла в основу классического, гуманитарного образования. На данной основе формировалась программа обучения в классическом университете, классической гимназии.
Читать дальше
1. Белоцветова Е.М. Джон Дьюи и философия прагматизма (к 150-летию со дня рождения) / Е.М. Белоцветова // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2010. – № 4 (484). – С. 93-106.
2. Газизов А.И. Теории формального и материального образования и их односторонность / А.И. Газизов // Современные технологии: достижения и инновации-2020: сб. матер. II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 540-541.
3. Душин А.В. Философские основания образовательной концепции Джона Локка / А.В. Душин // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 18. – С. 13-18.
4. Кривошапов М.С. Критика теорий формального и материального образования и классической школы / М.С. Кривошапов // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов: сб. ст. Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 178-181.
5. Радина К.Д. Лекции по истории педагогики и образования: учебные материалы / К.Д. Радина. – СПб.: Кн. дом, 2011. – 86 с.
6. Хуторской А.В. Песталоцци и Гербарт: две дидактики / А.В. Хуторской // Эйдос. – 2016. – № 1. – С. 17.
Читать дальше