Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект нетрадиционных форм уроков как средства активизации мыслительной деятельности младших школьников на примере русского языка 3
1.1 Понятие и виды нетрадиционных уроков 3
1.2 Роль нетрадиционных уроков в активизации мыслительной деятельности 5
1.3 Возможности проведения нестандартных уроков по русскому языку 7
Глава 2. Практический аспект нетрадиционных форм уроков как средства активизации мыслительной деятельности младших школьников на примере русского языка 12
2.1 Методы и база исследования 12
2.2Коллективная форма работы как вид нестандартного урока 14
2.3 Анализ полученных результатов 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Читать дальше
По итогам работы сделаем следующие выводы:
1. Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для развития учащихся, необходимо конструировать учебный процесс на основе четырехэлементной системы форм обучения.
2. Коллективные учебные занятия должны занять в учебном процессе достойное место (в нашей опытно-экспериментальной работе 53% от общего объема учебных занятий).
3. При анализе учебного процесса целесообразно использовать разработанную нами классификацию учебных занятий.
4. На основе классификации коллективных учебных занятий можно разрабатывать новые коллективные учебные методики по различным предметам.
5. Целесообразно ученику вместе с учителем и соучениками конструировать ту или иную разновидность учебного занятия в зависимости от дидактической цели и индивидуальных особенностей ученика.
Новизна и значение полученных результатов заключаются в создании инновационной модели коллективных учебных занятий, новизна которой в дополнении и конкретизации понимания коллективного учебного занятия:
- коллективное учебное занятие состоит из сочетания нескольких общих форм организации обучения при системообразующей коллективной; неотъемлемым элементом коллективного учебного занятия является благоприятный социально-психологический климат;
- коллективные учебные занятия могут существовать в форме восьми разновидностей (подсистема коллективных учебных занятий);
- коллективные учебные занятия наряду с индивидуальными, парными и групповыми являются подсистемой учебных занятий.
Возможности групповых технологий:
1. Ученик будет чувствовать себя безопасно. Знания могут добываться коллективно, где один ученик помогает другому, и вместе они дополняют друг друга. Таким образом, результат их совместной деятельности будет многогранным.
2. Результат коллективного труда способствует повышению результативности.
3. В деятельность постепенно вовлекаются все учащиеся (не ждите мгновенных результатов).
4. Постоянная коммуникация в процессе работы способствует преодолению барьеров, а значит, восстанавливается благоприятный климат в классе.
Но есть и минусы групповой работы:
1.Работать в группе надо научиться.
2.Организация групповой работы требует от учителя особых умений, терпения.
3.Некоторые ученики могут пользоваться результатами более сильных одноклассников.
4.Для некоторых детей разделение на группы - процесс болезненный.
Читать дальше
Научная литература
1. Абдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебное пособие / Т. П. Абдулова. – Москва: Академия, 2018. – 284 с.
2. Абрамова, П.Р. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.
3. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - Просвещение, 2017. - 176 с.
4. Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.
5. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем. Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. - М.: Владос, 2017.-98 с.
6. Алексеева М.М. Педагогика. - М.: Проспект, 2017.-242с.
7. Альжев, Д.В. Педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.
8. Андреева, Г.М. Педагогика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.
9. Баранова, Е. В. Педагогика. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 288 с.
10. Батаршев, В.А. Педагогика. – М.: Дело, 2016. – 240 с.
11. Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с.
12. Борытко Н.М. Педагогика. – Волгоград: Перемена, 2019. – 131 с.
13. Бутенко, Н. В. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 410 с.
14. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2018. – 197 с.
15. Веракса, Н. Е. Педагогика. – М.: Мзаика-Синтез, 2018. – 368 с.
16. Голоменникова, О. А. Педагогика. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 205 с.
17. Горбатенко, А.П. Общая и прикладная психология. – М.:Проспект, 2016. – 352 с.
18. Гревцева Г.Я. Педагогика. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2018. – 144 с
19. Дементий, Л. И. Педагогика. – 2017. – № 3. – 289 с.
20. Дорофеев, Е. Д. Педагогика. – Москва: Наука, 2018. – 688 с.
21. Дюжева, Д.В. Социальная педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 580 с.
22. Иваненко, И.А. Педагогика. М.: Проспект, 2017. – 412 с.
23. Калачева Л.А. Педагогика. – М., 2018. – 315 с.
Читать дальше