В результате проведённого исследования по теме «Особенности правового регулирования в сфере частных финансов» можно сделать ряд выводов.
Финансовая правосубъектность находит свое выражение в наделении субъектов финансового права особым статусом, необходимым для осуществления финансовых правоотношений. Так, физические лица приобретают статус налогоплательщиков, валютных резидентов и нерезидентов, организации — налогоплательщиков, налоговых агентов, распорядителей и получателей бюджетных средств, валютных резидентов и нерезидентов, кредитных организаций, субъектов финансового рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, аудиторских организаций и др. Органы государственной (муниципальной) власти и публичные образования наделяются особыми полномочиями в сфере финансовой деятельности и могут участвовать в финансовых правоотношениях только в соответствии со своей компетенцией.
Таким образом, большинство прав и обязанностей, закрепленных нормами финансового права, могут быть реализованы только специальными субъектами. Кроме того, некоторые специальные субъекты обладают исключительно финансовой правосубъектностью, поскольку финансовая деятельность является единственной деятельностью, на которую они уполномочены (например, органы государственной власти специальной компетенции в сфере финансовой деятельности). Это определяется публично-правовым характером отрасли.
Публично-правовые начала финансовой правосубъектности воплощаются в деятельности государства, муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций и государственных компаний. Их правовой статус определяют нормы финансового права, уполномочивающие, обязывающие или запрещающие определенные действия.
Таким образом, правосубъектность как категорию финансового права можно именовать императивной правосубъектностью — ее содержание определяется императивным методом правового регулирования, в соответствии с которым частные субъекты подчиняются властным предписаниям публичных субъектов, а публичные субъекты, в свою очередь, подчиняются властным предписаниям правовых норм.
Зачастую, анализируя права и обязанности частных субъектов финансового права, нам приходится обращаться к частноправовым нормам и принципам, помогающим раскрыть суть их правового статуса. В первую очередь речь идет о налогоплательщиках, налоговых агентах, валютных резидентах и нерезидентах, субъектах финансового рынка, субъектах национальной платежной системы, участниках системы государственных закупок, аудиторах.
Кроме того, некоторые институты и правовые конструкции финансового права были заимствованы из частного права: обязательства (в том числе публичные нормативные обязательства), соглашения (в том числе соглашение о ценообразовании, договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита, международные соглашения), кредит, залог, поручительство, гарантия.
В то же время в процессе правоприменения данные правовые конструкции наполняются публично-правовым содержанием. Так, заключенные в соответствии с НК РФ договоры и соглашения могут ограничивать права частных субъектов, условия данных договоров могут быть изменены налоговым органом в одностороннем порядке (например, запрошены дополнительные документы), сами договоры могут быть признаны незарегистрированными, а также может проводиться проверка исполнения данного соглашения (например, согласно ст. 105.23 НК РФ).
С одной стороны, нельзя оставлять пробелы в правовом регулировании финансовых отношений. С другой стороны, публично-правовые нормы не должны ущемлять права и законные интересы физических лиц и организаций.
Возложение публичных обязанностей на частных субъектов порождает необходимость дополнительного контроля за данными субъектами, а также создания системы эффективного взаимодействия между частными и публичными субъектами.
Налагая на частных субъектов публичные обязанности, государство не меняет их частноправовой сущности, выражающейся в первую очередь в стремлении удовлетворить свои частные интересы. Нелогично было бы требовать у частных субъектов наличия заинтересованности в достижении публичных целей и задач.
Широкое привлечение частных субъектов к распределению публичных финансов влечет неэффективное расходование государственных и муниципальных денежных средств.
Таким образом, неэффективное расходование государственных (муниципальных) ресурсов частными субъектами обедняет не только государственный (муниципальный) бюджет, но и фонды частных лиц. В то же время невозможно исключить частных субъектов из системы перераспределения публичных финансов.
Одной из основных причин существования отмеченных выше проблем в сбалансировании публичных и частных интересов является существующее в настоящее время положение субъектов финансовых правоотношений:
— со стороны публичных субъектов — частым спутником или следствием их финансовой деятельности является неэффективное использование бюджетных средств, отсутствие заинтересованности в результатах деятельности, ущемление прав частных субъектов (например, требования налоговых органов к налогоплательщикам, признанные судами необоснованными);
— со стороны частных субъектов — правовой нигилизм (как правило, выражающийся в нежелании изучить правовые нормы и соблюдать их), злоупотребление своими правами (например, сокрытие объектов налогообложения), растрата предоставленных средств;
— противоречие частных и публичных интересов.
Можно предложить следующие способы решения отмеченных выше проблем: по возможности ограничить участие частных субъектов в финансовых отношениях — не выделять бюджетные кредиты, не возлагать публичные обязанности. Вместо бюджетных кредитов целесообразнее предоставлять налоговые льготы, создавать благоприятный инвестиционный климат и способствовать снижению ставок по кредитам в банках. Выделение средств из бюджета должно осуществляться не в кредит, а по факту, качественно и в срок оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров. В свою очередь, публичные обязанности должны исполняться публичными субъектами под контролем вышестоящих органов власти.
Данные меры позволят уменьшить число случаев злоупотребления правом частными субъектами финансовых правоотношений. В научной литературе злоупотребление правом рассматривается как разновидность неправовых действий, связанных со злоупотреблением правовой свободой, совершением поступков «во зло» и в противоречии с назначением предоставленного права, его духом. Злоупотребление правом противоречит природе права, закрепленной в его нормах, цели посредством использования недобросовестным субъектом неправовых средств для ее достижения. При злоупотреблении правом происходят захват чужого интереса, неправомерное вторжение в сферу интересов других правообладателей, это действия, которые привели к нарушению установленного законом (или ему не противоречащего) равновесия противоположных интересов. В публично-правовой сфере злоупотребление правом выражается в следующих действиях: ложь, имитация деятельности (притворность), мнимость намерений, действия в конфликте интересов и в обход закона, видимость законности и результативности, коррупционное поведение и др.
Поскольку немедленно реализовать данные меры в сегодняшних социально-экономических и правовых условиях достаточно сложно, предлагаем рассмотреть следующий способ решения проблем сбалансирования публичных и частных интересов: сформировать общие принципы нормативно-правового регулирования соотношения публичных и частных интересов в отдельных сферах финансовой деятельности, в соответствии с этими принципами должны быть изменены и дополнены нормы финансового и гражданского права.
Задачи и функции публично-правовых образований, в свою очередь, обусловлены социально-экономическим уровнем развития, административно-политическим режимом, конкретно-историческими внутренними и внешними условиями. Что же касается целей другого участника (частного субъекта) финансовой деятельности, то они подчинены в первую очередь публичным интересам и целям, выразителем которых является публично-правовое образование. Эти цели могут совпадать, поддерживаться интересами и целями другого участника, а могут отличаться.
Таким образом, среди основных принципов нормативно-правового регулирования соотношения публичных и частных интересов в финансовой деятельности можно выделить следующие:
— развитие системы контроля за эффективностью и результативностью образования, распределения, использования денежных фондов государства и муниципальных образований на основе четкой системы государственного регулирования, сосредоточения большинства контрольных функций в руках публичных субъектов (органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных корпораций);
— совершенствование законодательства о государственных и муниципальных закупках, о предоставлении бюджетных кредитов и налоговых льгот в направлении наибольшего учета публичных интересов и охраны государственных (муниципальных) финансов от преступных злоупотреблений со стороны частных субъектов;
— сочетание государственного (муниципального) регулирования и саморегулирования в сфере финансовой деятельности на началах преобладания государственного (муниципального) регулирования;
— ограничение участия частных субъектов в распределении и использовании государственных (муниципальных) финансов в целях обеспечения сохранности и эффективного использования публичных финансов;
— защита прав и законных интересов частных субъектов — добросовестных участников финансовых правоотношений. Категория добросовестности в настоящее время является полноценным элементом правового статуса субъектов налоговых правоотношений, позволяет ограничить злоупотребления в сфере финансовой деятельности.
На современном этапе развития общественных отношений достижение баланса публичных и частных интересов приобретает особое значение. При формировании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований, а также при осуществлении связанных с ними организационных отношений возрастает доля участия частных субъектов.