Таким образом, по итогам рассмотрения данной темы, можно сделать следующие выводы:
Развитие права и экономики привело к появлению огромного видового разнообразия услуг, непосредственно затрагивающих повседневные нужды субъектов гражданских правоотношений в условиях функционирования рыночных отношений. Договоры об оказании услуг при этом выступают в качестве объектов исследования в научной среде. К числу таких договоров можно отнести договоры на оказание образовательных, медицинских, юридических, туристических, рекламных, транспортных, жилищно-коммунальных и других услуг.
1. Оказание услуг — это деятельность отдельной природы, не связанной с получением конечного результата, который можно выразить в виде вещи, обладающей заданными параметрами, свойствами и определёнными качественными характеристиками. Первостепенное значение в услугах является сама деятельность, направленная на достижение эффекта. Относиться они могут к самым разным отраслям хозяйства, науки, образования, здравоохранения, быта и логистики, связи и информации, всего того, что обеспечивает потребности различных лиц. Исполнитель по договору оказания услуг не может гарантировать достижение результата. Целью оказания услуг может быть наступление какого-то события или получение определённого эффекта, но его отсутствие не может быть поставлено в вину исполнителю во всех случаях.
2. Предмет договора услуг относится только к собственным действиям исполнителя. Он не может заключить договор с третьим лицом и делегировать тому свои обязательства. Не относится оказание услуг и к тому, что зависит от воли третьих лиц. Так, целью репетиторской подготовки школьника или абитуриента может быть поступление подготавливаемого лица в ВУЗ. Но это не говорит, что договор может это гарантировать, и факт того, что абитуриента не зачислят в студенты не может рассматриваться в качестве признака ненадлежащего исполнения услуг. К примеру, оплата медицинских услуг не может быть поставлена в зависимость от факта исцеления пациента. Медики в любом случае должны выполнять свою работу качественно и стремиться к тому, чтобы наступило выздоровление. Если это не происходит, то по причинам не зависящим от гонорара. Данная статья рассматривает только договоры, являющиеся возмездными. Кроме этого они относятся к числу консенсуальных и взаимных. Известные в юридической литературе и даже судебной практике попытки конструировать безвозмездные договоры на базе ст. 779 ГК РБ и всей гл. 39 не находят никаких аргументов.
Одной из особенностей возмездной услуги является то, что она имеет потребительскую рыночную стоимость, но не имеет меновой, поскольку не может быть выражена в вещном эквиваленте. Меновая стоимость возникает тогда, когда за услугу предполагается оплата, и это отражено в договоре. Если же встречное предоставление отсутствует, то у услуги нет собственной стоимости, поэтому она не относится к разряду товарно-денежных отношений. Поэтому бесплатные услуги невозможно отнести к предмету гражданского права. Предоставляемые услуги делятся на те, что адресованы неограниченному количеству лиц, а воспользоваться ими может каждый желающий, и более адресные, относящиеся преимущественно к заказчику и исполнителю. Ст. 779 ГК РБ не содержит требований к субъективному составу договора, поэтому применяются общие положения о субъектах обязательств.
Основной, но не единственной, обязанностью заказчика услуг является их оплата. Все остальные вытекают из условий договора. Характерно, что большая часть услуг, которые имеют отношение к ст. 779 ГК РБ, регламентируется ещё и отдельными федеральными законами. Специальные законы относятся к предоставлению услуг связи, почты, туристской, детективной, охранной деятельности.
Многие направления регулируются ещё и дополнительными правилами, которые вводятся отдельными постановлениями правительства и различных министерств и ведомств.
3. В заключение еще раз выделим основные перспективы развития законодательного регулирования в сфере возмездного оказания услуг:
1. Усиление нормативного содержания главы ГК, регулирующей возмездное оказание услуг. В частности, речь идет о дополнении главы 39 ГК РБ следующими статьями: «Сроки выполнения услуги», «Порядок оплаты услуги», «Приемка выполненных услуг заказчиком», «Качество услуги». В настоящее время эти моменты отданы на откуп судебной практике.
2. Интеграция в правовом регулировании отношений, которые связаны с возмездным оказанием услуг, и правовых режимов охраны объектов интеллектуальной собственности, с которыми данные услуги тесно связаны, в лице наукоемких услуг (эффективный менеджмент, инжиниринг, телекоммуникационные, информационные, маркетинговые исследования и пр.).
3. Электронная коммерция в сфере услуг будет обращать все более пристальное внимание к проблемам специфики правового режима заключения сделок в сфере возмездного оказания услуг с использованием электронного документооборота.
4. Существенную роль в отношениях, направленных на возмездное оказание услуг, станут играть договоры коммерческой концессии (франчайзинга).
5. Правовые институты, которые регулируют отношения в сфере возмездного оказания услуг, могут быть объединены в единый раздел в структуре ГК РБ, в рамках которого на базе главы 39 можно было бы образовать некую «общую часть», объединяющую нормы, характерные для всех договоров возмездного оказания услуг.