Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности 5
1.1 Пути формирования учебной мотивации 5
1.2 Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников 16
Глава 2. Исследования мотивов учебной деятельности учащихся 20
2.1 Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников 20
2.2 Анализ опыта педагогической деятельности, направленный на актуализацию мотивов учения 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Читать дальше
Таким образом, развитие мотивации и интереса к предмету - это вовлечение учеников в активную познавательную деятельность. Урок должен быть организован таким образом, чтобы ученик был заинтересован в самом процессе обучения и был счастлив от общения как с учителем, так и с одноклассниками. В классе должна царить рабочая атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес, стремление и удовольствие от работы должны стать ключевыми чувствами ребенка в процессе обучения.
Также важным для мотивации является внимание учителя к индивидуальным достижениям учащихся. В связи с этим необходимо сравнивать результаты отдельного ученика с его собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Результатом такой стратегии обучения является повышение уверенности в себе и, как следствие, обеспечение мотивации и роста в обучении.
Серьезные изменения в мотивационной сфере происходят в подростковом возрасте, он сопровождается снижением желания учиться, переориентацией общения со взрослых на сверстников, нежеланием быть управляемым и контролируемым, стремлением к независимости, активности. Методические исследования и анализ педагогической практики дают неутешительные результаты: старшеклассники теряют интерес к истории и желание изучать ее.
Отсутствие давления, морали и правильная положительная мотивация со стороны учителя способствует созданию здорового психологического климата в классе.
Современная педагогика богата множеством методов, технологий и приемов. Использование разных техник на уроках делает их уникальными. И держит в напряжении интерес учеников. Применение их на уроках позволяет разнообразить учебный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить основную функцию учителя - сформировать развитую, мыслить и анализировать личность.
Проведение игр, конкурсов и викторин позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческом и исследовательском уровне, но и повседневные шаги по изучению материала, выполняемые в рамках воспроизводственного и преобразующего уровней познавательной деятельности - изучение фактов, дат, имен и др.
Игра развивает у детей творческое начало. При рассмотрении темы средневекового общества можно провести урок-рыцарский турнир, который предполагает создание необходимой игровой атрибутики: оружия, одежды, гербов и т. Д. При подготовке этих атрибутов игры ученики не только проявляют смекалку, но и переносятся на изучаемое время и проникнуты духом века.
И, конечно же, важным средством повышения мотивации к обучению является оценка знаний учеников. Здесь важно сосредоточиться на индивидуальных достижениях. Необходимо поощрять и закреплять достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Результатом такой стратегии обучения является повышение привлекательности успеха, уверенности в себе и, как следствие, оптимальная мотивация и успешная учеба.
Читать дальше
1. Балабакина Л. Методика анализа отношения учеников к учебе / Балабакина Л. М.: Школьный психолог. - 2000. - 564 с.
2. Выготский Л. С. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. ДБ Эльконин. М .: Педагогика. 1984. - 395 с.
3. Жданкин Н.А. Инновации для повышения мотивации / Жданкин Н.А. М.: Вестник высшей школы. - 2014. - 366 с.
4. Зубанова С.Г., Чабатарова Н.И. Увлекательный рассказ на уроках и внеклассных занятиях / Зубанова С.Г., Чабатарова Н.И. М .: «Глобус», 2009. - 578 с.
5. Кон И.С. Психология раннего отрочества / Кон И.С. М .: Наука и техника, 1989. - 485 с.
6. Курачкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания / Курачкина Н.А. М.: Великий Новгород, 2007. - 289 с.
7. Маркова А.К. Психология обучения подростков / Маркова А.К. М .: Веды, 1975. - 963 с.
8. Маркава А.П. Формирование мотивации к обучению / Маркава А.П. - М .: Наука и технологии, 1990. - 471 с.
9. Подласский И.П. Мотивация к обучению. Педагогика / Подласский И.П. - М .: 2008. - 258 с.
10. Северина О.А. Педагогическая проектная деятельность / Северина О.А. – М.: Волгоград: Учитель. 2011. - 364 с.
Читать дальше