Студентам интересна цена курсовой работы по семейному праву. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.
. Как справедливо отметил Б.Г. Ананьев, студенческий возраст - центральный этап становления личности и период наиболее активного самосознания, нравственных и этических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным набором функций взрослого человека. И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенчества, отличающие от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активности, и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Также выделяют поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям (В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев, И.С. Кон), стремление к самостоятельности, независимости (Г.С. Абрамова, Э. Коуэн, А.В. Толстых, Т.Р. Шишигина) как основные качественные характеристики студенчества. Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи волевых черт характера и личностных особенностей у студентов с их карьерными ориентациями. Задачи исследования: 1. провести аналитический обзор научной литературы по проблеме понятий волевых черт характера и карьерных ориентаций в среде студенчества; 2. охарактеризовать выборку, психологическую и статистическую методику и базу проводимого исследования; 3. выявить особенности волевых черт характера и карьерной ориентации у студентов-психологов начальных и завершающих курсов. Объект исследования: волевые черты характера, индивидуально-психологические особенности, а также карьерные ориентации студентов. Предмет исследования: особенности взаимосвязи волевых черт характера и карьерных ориентаций у студентов, а также их личностных особенностей. Основные гипотезы исследования: 1. Выбор сферы профессиональной деятельности у студента связан с ценностной ориентацией его личности. Методологическую основу исследования составили положения отечественной психологии о системном характере качеств личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, A.B. Петровский, В.А. Петровский, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейн и др.), а также принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн); принцип развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.И. Подольский, О.А. Карабанова, В.В. Рубцов). Основополагающие принципы развития (Л.А. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина, Т.Д. Марцинковская) и системности (П.К. Анохин, В.В. Давыдов, Б.Ф. Ломов) позволяют говорить о структуре психической реальности, которая в общих чертах предполагается как динамическое целое. В основу эмпирического исследования заложены следующие общие и специальные методологические принципы: Принцип системности, согласно этому принципу, все явления являются элементами вышестоящей каждого из них системы, которая обладает принципиально новыми свойствами, нежели все входящие в нее звенья по отдельности, что обеспечивается непрерывным взаимодействием этих элементов друг с другом. Указанный выше принцип лежит в основе операционализации понятия «эмоциональная близость» в нашем исследовании, на который влияет ряд факторов (элементов системы): взаимопонимание, доверие, принятие, эмоциональная поддержка у партнеров по отношению друг к другу. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разрабатываемая А.И. Крупновым, основа которой была заложена трудами Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и др. Исследования отечественных авторов в области карьеры (А.С. Гусева, А.А. Деркач, А.Д. Кибанов, А.И. Китов, С.И. Сотникова, И.Д. Ладанов, Е.А. Могилевкин, Е.Г. Молл и др.); исследования в области психологии профессиональной деятельности и самоопределения (А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.). Исследование карьерных ориентаций основано на концепции «якорей карьеры» (Career anchors) Э. Шейна (Е. Schein). Теоретическая значимость работы заключается в том, что осуществленное в ней комплексное изучение карьерных ориентаций студентов вносит вклад в системные исследования индивидуальности, наиболее актуальные в современной общей и дифференциальной психологии. В частности, в работе продолжена разработка концептуальных основ сравнительного и индивидуально-типического подхода в рамках системно-функциональной концепции личности и индивидуальности. Научная новизна исследования: проведен комплексный сравнительный анализ настойчивости и инициативности в рамках многомерно-функциональной модели А.И. Крупнова; выявлены индивидуально-типические варианты сочетания настойчивости и инициативности: инструментально-смысловой; избирательно-смысловой; инструментально-агармонический типы. Установлено сходство в проявлениях настойчивости и инициативности в каждой из групп; дана содержательная психологическая характеристика выявленных типов через соотношение с карьерными ориентациями и личностными особенностями студентов; систематизированы исследования феномена «карьерные ориентации» и подходы к их типологии в отечественной психологии. Эмпирически выделены типические варианты карьерных предпочтений студентов, которые характеризуются как иерархией карьерных ориентаций, так и их количественной выраженностью; обнаружены и в совокупности проанализированы связи между изучаемыми волевыми чертами характера, карьерными ориентациями, профессиональной направленностью обучения и основными параметрами учебной деятельности студентов, что позволило дать развернутые психологические характеристики выделенным типологическим подгруппам испытуемых. Характеристика выборки и дизайна исследования В исследовании приняли участие 60 студентов СибГМУ (30 студентов относятся к контрольной группе, 30 к экспериментальной группе), обучающихся на медико-биологическом факультете по специальности «Клиническая психология». Все респонденты были разделены на две группы, в зависимости от курса обучения: 1) Студенты, обучающиеся на 1-2 курсе, возраст от 18 до 23 лет, средний возраст 21 год. Критерий включения в группу — отсутствие академической задолженности. 2) Студенты, обучающиеся на 5-6 курсе, возраст от 20 до 25 лет, средний возраст 21 год. Критерий включения в группу — отсутствие академической задолженности. Исследование проводилось в удобное для испытуемых время, с целью создания комфортных условий проведения методик и достоверности результатов. Время, затраченное на выполнение методики было индивидуальным. Методы исследования: • «Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.Ч. Чикер, В.Э. Винокурова); • Экспресс-диагностика личностной конкурентноспособности; • Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); • Диагностика волевого потенциала личности; • Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон). Апробация результатов данного исследования происходила при написании и публикации статей на базе Сибирского государственного медицинского университета, отражающих проблематику особенностей волевых черт характера и карьерных ориентаций студентов, в которых были освещены основные теоретические и эмпирические положения работы. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для выявления индивидуально-типических особенностей карьерных ориентаций студентов, их развития и коррекции в практике психологического консультирования, профессиональной ориентации. В частности, для более эффективного анализа профессиональных предпочтений будущих специалистов), в практике работы с персоналом (например, профотбора, мотивации работников); могут послужить основой для разработки комплексных программ для развития волевых качеств характера. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут использоваться в курсах по общей, дифференциальной, возрастной, организационной, педагогической психологии и педагогике. Объем и структура работы: работа состоит из введения, трех глав (теоретической, методологической и эмпирической), выводов, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников. Первая глава посвящена рассмотрению основного теоретического понятийного аппарата, необходимого для написания данной работы (волевые проявления, карьерные ориентации и студенчество с точки зрения существования данных явлений в кругу его представителей). Вторая глава посвящена рассмотрению методологического аппарата, используемого в эмпирической части данного исследования для аналитических выводов. Здесь также описана выборка, база и критерии включения в исследование. Третья глава содержит непосредственный анализ результатов проведенного исследования и следующие из полученных результатов выводы