Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность монополизации рынков…………………………………………..4
1.1 Понятие и виды монополий…………………………………………………4
1.2 Причины образования монополий и особенности поведения фирмы-монополиста……………………………………………………………………….8
2 Последствия монополизации рынков……………………………………….11
2.1 Социально-экономические последствия монополизации рынков………..11
2.2 Особенности регулирования монополизации и монополии в России…13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Читать дальше
В ходе работы произведены логические выводы.
По проделанной работе можно сказать, что монополия на рынке очень относительна. Это правда, что у многих компаний есть какие-то монопольные права. Верно также и то, что их деятельность должна быть ограничена.
В работе исследован концептуальный аспект монополии и показали, что монополия имеет как случайные, так и естественные пути. Также можем видеть монополию по разным причинам. Есть и монополии, которые обеспечиваются государством и не приводят к определенным негативным последствиям. Также следует сказать о патентной монополии, которая создает патенты на продукцию, что также гарантирует монопольное положение на рынке.
Однако компании с реальной монопольной властью на рынке встречаются редко, так как уникальных продуктов мало. Монополия возникает, когда компания захватывает новые идеи, получает монопольное предложение от государства или преуспевает в удовлетворении рыночного спроса с меньшими затратами, чем несколько компаний.
Если монополист устанавливает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, которые оценивают продукт выше предельных издержек, но ниже установленной исключительной цены, отказываются от покупки. В результате деятельность монополистов наносит обществу невосполнимые убытки. Последствия такой политики могут быть смягчены самим монополистом посредством осмотрительных действий правительства или, в некоторых случаях, посредством ценовой дискриминации.
В работе внимательно изучены результаты для общества, которое в основном пришло к выводу, что монополия вызывает безработицу, способствует инфляции и не дает потребителям выбора, кроме их собственных продуктов. Если монополия занимает твердую позицию, она не улучшает качество продукта, не снижает стоимость или не применяет другие инновации к продукту. Это явно тормозит экономическое развитие.
В России на данном этапе проблема монополии перестает быть экономической проблемой и становится все более политической. Но прежде всего здравый смысл заключается в том, что в экономике не должно быть политических союзов. Только тогда государство сможет полностью заменить монополию, которая формировалась десятилетиями, на свободный, самоорганизующийся рынок. Конечная цель состоит в том, чтобы на рынке оставались только те компании, которые обеспечивают более высокое качество товаров, относительно более низкие цены и быструю смену ассортимента.
Читать дальше
Учебные и научные издания
1. Арустамов Э.А. Основы бизнеса: Учебник / Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 2015. - 232 c.
2. Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 332 с.
3. Боброва О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 330 с.
4. Белый Е. М. Основы социального предпринимательства: учебное пособие для вузов / Е. М. Белый; под редакцией Е. М. Белого. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 178 с.
5. Боброва О. С. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 330 с.
6. Борисов Е.Ф. Экономика: Учебник и практикум для бакалавров. -М.:Юрайт, 2015. - 452 с.
7. Буторина О.В. Европейская интеграция /Кавешников Н.Ю., -М.: Аспект-пресс, 2017. - 358 с.
8. Бранденбургер А. Конкурентное сотрудничество в бизнес. –М.: Кеис. 2015. - 354 с.
9. Вахрушина М.А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие / М.А.Вахрушина, Л.В.Пашкова. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 367 с.
10. Вильякаинен П. Без страха. Лидеры бизнеса в цифровую эру/ Мюллер-Эберстаин М.. - М.: ЗАО Олимп-бизнес. 2015. - 367 с.
11. Гелета И.В. Экономика и социология труда. Учебное пособие. –Краснодар.: Кубанский гос. инт-т, 2015. - 224 с.
12. Грязнова А.Г. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учеб.пособ. / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н., Юданова А.Ю. – М.: КноРус, 2015. - 267 с.
13. Горфинкель В. Я. Инновационное предпринимательство: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Я. Горфинкель; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 523 с.
14. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать/ Харрис Дж. - М.: BestBusiness Books. 2015. - 458 с.
15. Ерасноперова О.А. Учетная политика организаций на 2010 год / О.А.Красноперова. – М.: ГроссМедиа; Росбух, 2010. – 280 с.
16. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. – Минск: Соврем. шк., 2016. – 736 с.
17. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник для вузов / И.В. Ершова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2006. – 555 с.
18. Жудко М.К. Экономика предприятия: учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2019. – 367 с.
19. Зенин И.А. Предпринимательское право: учебник для вузов / И.А. Зенин. – М.: Высшее образование, 2017. – 629 с.
20. Зараменских Е. П. Основы бизнес-информатики: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Зараменских. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 407 с.
21. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2015. - 440 c.
Читать дальше