На современном этапе развития общества и правовой структуры в Российской Федерации, организация деятельности по выявлению и предотвращению преступлений, совершаемых по мотивам национальной и религиозной вражды является одной из наиболее актуальных и важных в контексте противодействия экстремизму и формирования толерантного общества.
За последние пять лет в несколько раз увеличилось количество протестных акций, несанкционированных митингов, пикетирований, шествий. Активизировалась незаконная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций. Расширилась география вовлечения новых членов в деструктивные (псевдорелигиозные) секты и молодежные неформальные объединения радикального толка.
В целях противодействия насилию и исключения совершения акций, нарушающих общественное спокойствие и устрашающих население, государством принят ряд мер организационно-практического характера. Так, в ст. 1 Федерального закона «О противодействии терроризму» указано, что «правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти».
Среди перечисленных нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с терроризмом, важнейшее место занимает уголовное законодательство. Российское законодательство впервые установило уголовную ответственность за терроризм Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 2133 УК РСФСР). Данная норма послужила реакцией государства на последствия социально-политического кризиса общественного развития, когда отдельные лица или группы лиц своими противоправными действиями оказывали влияние на принятие уполномоченными на то лицами организационно-управленческих решений. Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 г., в ст. 205 сохранил ответственность за терроризм. Однако впоследствии были внесены изменения, установившие ответственность за террористический акт.
На наш взгляд, данная позиция более чем верна, так как конкретизирует указанный состав преступления, устанавливая уголовную ответственность не за опасное социальное явление как таковое, а за отдельно взятое общественно опасное деяние.
В настоящее время Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35−ФЗ «О противодействии терроризму» в п. 3 ст. 3 содержит определение террористического акта, которое повторяется в диспозиции ст. 205 УК РФ. Статья 205 УК РФ предусматривает ответственность за совершение террористического акта. Безусловно, диспозиция данной нормы этимологически связана с таким понятием, как терроризм. Энциклопедический словарь следующим образом определяет сущность террора: «Террор (от лат. «terror» – страх, ужас) – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (вплоть до физического уничтожения)».
Особенности законодательной конструкции статей уголовного закона, устанавливающих ответственность за преступления террористического характера, вызывают многочисленные вопросы. Так, представляет интерес ст. 205.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за содействие террористической деятельности. В диспозиции данной статьи наряду с вербовкой, склонением, подготовкой и иными действиями присутствует указание на финансирование терроризма. В качестве особо квалифицированного состава в части третьей рассматриваемой статьи выделено пособничество в совершении террористических преступлений. Исходя из определений, предложенных в примечании к статье, признаки финансирования полностью охватываются признаками пособничества. Так, под финансированием, согласно примечанию, необходимо понимать предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или 84 совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1–205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277–279 и 360 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.
Пособничество же выражается умышленном содействии совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также в обещании скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно в обещании приобрести или сбыть такие предметы. Финансовые средства, направляемые на поддержание функционирования террористических организаций, могут быть расценены как предоставляемые пособником средства совершения террористического преступления (к примеру, ст. ст. 205.3, 205.4 УК РФ). Кроме того, само по себе финансирование можно расценить как устранение препятствия к совершению преступления, а именно — невозможности его совершения без надлежащего обеспечения.
Более того, на наш взгляд не только финансирование терроризма, но и остальные действия, перечисленные в статье 205.1 УК РФ, подпадают под признаки пособничества. Если мы обратимся к этимологии слов «содействие» и «пособничество», то увидим, что под содействием понимается деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-либо деятельности. Пособничество же определяется как содействие в преступлении.
Таким образом можно говорить о равнозначности используемых законодателем терминов. С какой же целью был введен дополнительный состав преступления, выделяющий пособничество как особо опасный вид содействия? Представляется, что законодатель стремился подчеркнуть опасность, которую содействие терроризму представляет для общества.
Во-вторых, ввиду распространенности в последние годы склонения и вербовки (в частности) граждан России к участию в деятельности террористических организаций, дополнение закона указанной статьей представлялось социально обусловленным. В-третьих, введение данной статьи позволило определить единый вид и размер наказания за содействие в различных видах террористической деятельности, без привязки к конкретной статье.
В подобных случаях отмечается отсутствие единообразного подхода законодателя к урегулированию ответственности за рассматриваемые преступления. Кроме того, отсутствует логика построения норм, когда в одном случае (ст. 205.1) финансирование и вовлечение в террористическую деятельность выносится в первую часть статьи, а в другом (ст. 361 УК РФ) — во вторую часть. Удивительна и конструкция статьи 361 УК РФ, во вторую часть которой вынесено деяние, обладающее меньшей степенью общественной опасности, нежели деяние, размещенное в первой части.