Введение 3 Глава 1. Формирование теоретической основы становления лексической стороны речи у детей и ее нарушение 5 1.1 Развитие лексической стороны речи в нормальном онтогенезе 5 1.2 Нарушение лексической стороны речи у детей с общем недоразвитием речи 10 Глава 2 Выявление нарушений лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи 18 2.1 Методы выявления нарушения лексической стороны речи 18 2.2 Проявление нарушения лексической стороны речи 23 Заключение 32 Список литературы 34

Нарушение лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

курсовая работа
Педагогика
36 страниц
81% уникальность
2021 год
44 просмотров
Коновалов О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Формирование теоретической основы становления лексической стороны речи у детей и ее нарушение 5 1.1 Развитие лексической стороны речи в нормальном онтогенезе 5 1.2 Нарушение лексической стороны речи у детей с общем недоразвитием речи 10 Глава 2 Выявление нарушений лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи 18 2.1 Методы выявления нарушения лексической стороны речи 18 2.2 Проявление нарушения лексической стороны речи 23 Заключение 32 Список литературы 34
Читать дальше
Актуальность. Любой нормально развивающийся ребенок уже к 5-6 годам свободно владеет всей системой своего родного языка: он связно говорит; излагает свои мысли полно, легко строит различные сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки. Совершенно другая картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У них к 5-6 годам эти речевые функции имеют специфическое развитие. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшее развитие и обучение ребенка, поскольку, чем шире, богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли и тем шире его возможности познавать окружающих мир.


Если вам потребовалась магистерская диссертация заказать её можно на сайте Work5.


. Недостатки речевого развития у детей обнаруживаются особенно легко в школе и зачастую становятся причиной неуспеваемости, а также порождают неуверенность в своих силах. Развитие лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи имеет свою специфику и значительно отличается от развития лексики детей с нормальным речевым развитием. У детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи наблюдается задержка в формировании всех компонентов речевой деятельности. Кроме того, у них отмечается нарушение в развитии лексики, которое проявляется в неточном употреблении слов, слабой сформированности обобщающих понятий и трудностях в актуализации слов. Нарушения лексической стороны речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. подчеркивается, что позднее формирование речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Все это влияет на общее состояние речи детей, а также на способность к общению с окружающими. Ряд авторов (В.К. Воробьева, Б.М. Грин-IIIпун, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) отмечают, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается ограниченный словарный запас. Поэтому важнейшим компонентом системы задач, направленных на развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет, является словарная работа, потому что с помощью слов обеспечивается содержание любого общения. Объект исследования: лексическая сторона речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: нарушение лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Цель исследования: изучить нарушение лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: – рассмотреть развитие лексической стороны речи в нормальном онтогенезе; – выявить нарушение лексической стороны речи у детей с общем недоразвитием речи; – проанализировать методы выявления нарушения лексической стороны речи; – обосновать проявление нарушения лексической стороны речи. Методы исследования:  теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;  экспериментальные: опрос; педагогический эксперимент;  методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, лексикой называется вся совокупность слов языка, его словарный состав. Лексический строй речи – это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексический строй речи является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Развитие лексики начинает происходить с самых первых дней жизни ребенка. В 1,5-2 месяца у ребенка начинает появляться гуление, далее примерно в 6 месяцев начинает появляться лепет. Затем происходит переход от дознакового общения к знаковому: у ребенка появляется словесная речь. Гвоздев указывает, что в 1,5-2 года у детей имеется около 100 имён существительных, не более 25 имён прилагательных и около 50 глаголов. С возрастом лексический состав увеличивается, и к 4-м годам в лексиконе ребёнка насчитываются 50,3% имён существительных, 27,5% глаголов, 11,7% имён прилагательных, 5,9% наречий, 1,8% числительных, 1,3% союзов и по 0,8% предлогов, частиц и междометий. Лексическое развитие рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи. Для III уровня ОНР характерна развернутая фразовая речь, включающая элементы недоразвития лексической и фонетико-фонематической сторон речи. Звуки произносятся не дифференцированно: один звук может заменять сразу несколько звуков этой же или близкой к нему фонетической группы. Например, недостаточно четко произносимый мягкий звук [с] заменяет собой его твердый вариант («сяпоги»), звук [ш] (шуба - «сюба»), [щ] (щетка - «сётка»). Сложные в произнесении звуки заменяются более простыми по артикуляции звуками. Можно наблюдать замены звуков, при которых звук в различных словах произносится по-разному. Отмечаются смешения звуков, при которых в изолированном положении ребенок некоторые звуки произносит верно, а при включении этих звуков в слова и предложения происходит взаимозамена. Активный словарь преимущественно включает в себя существительные и глаголы. Словарь признаков развит недостаточно. Можно отметить ошибки в согласовании числительных с существительным, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Дети плохо понимают изменения значения слов, которые выражаются приставками и суффиксами. Проявляются затруднения в различении морфологических элементов, которые выражают значение числа и рода, в понимании логико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные и пространственно-временные связи слов в предложении. Дети способны повторить отраженно за логопедом слова, состоящие из трех-четырех слогов. Однако в собственной речи они нередко сокращают количество слогов. Множество ошибок проявляются в перестановке и заменах звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове. На констатирующем этапе было проведено исследование уровня развития лексического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и сделаны следующие выводы: нарушение формирования лексики у детей с ОНР характеризуется не только ограниченностью словарного запаса, но и резким расхождением объемов активного и пассивного словарей, а также неточным употреблением слов.
Читать дальше
1. Арапов, М. В. Активный словарь [Текст] / М. В. Арапов // Языкознание: БЭС. – Москва, 2012. – 122 с. 2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2016. – 290 с. 3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : Хранитель, 2017. – 309 с. 4. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – Санкт-Петербург : «Паритет», 2016. – 144 с. 5. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский – Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2013. – 1008 с. 6. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: «ВЛАДОС», 2014. – 680 с. 7. Векшин, Н. Н. Грамматика русского языка [Текст] / Н. Н. Векшин. – Москва : Огни, 2016. – 263 с. 8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /А.Н.Гвоздев – Детство-Пресс, 2017. – 146 с. 9. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О. Е. Грибова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 259 с. 10. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева– Екатеринбург: АРД ЛТД, 2017. – 152 с. 11. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды / Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с. 12. Люблинская, А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий [Текст] / А. А. Люблинская. – Москва, 2015. – 412 с. 13. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова– СПб.: Союз, 2017. – 136 с. 14. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей с ОНР 4 - 7 лет. Методические указания [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. : Гном, 2014. – 40 с. 15. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. – Москва : «Академия», 2012. – 130 с. 16. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – Москва, 2012. – 130 с. 17. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6–7 лет с ОНР [Текст]: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 245 с. 18. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст]/ Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 3-78. 19. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи [Текст]: учеб. - метод, пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 112 с. 20. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т, 2018. – 50 с. 21. Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал.гос.пед. ун-т, 2015. – 51 с. 22. Туманова, Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. – М. : Гном, 2000. – 214 с. 23. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство Гном и Д, 2013. – 112 с. 24. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 287 с. 25. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – Москва, 2012. – 120 с. 26. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2017. – 390 с. 27. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст]/ Е. А. Флерина. – Москва : АСТ, 2017. – 300 с. 28. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет [Текст]/ Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – Москва : Сфера, 2016. – 200 с 29. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – Москва, 2013. – 140 с. 30. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2013. – 240 с. 31. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 137 с. 32. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба– М.: Наука, 2014. – 135 с. 33. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2012. – 310 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация и основные направления работы органов социальной защиты населения в Москве
Количество страниц:
55
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
реферат
Возраст уголовной ответственности несовершеннолетних по законодательству РФ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
реферат
Россия глазами иностранцев: деловой стиль в новой России.
Количество страниц:
12
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Межкультурная коммуникация
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image