Проведенное исследование позволило выявить комплекс проблем, связанных с уголовно-правовой квалификацией и предупреждением преступлений, совершаемых с небрежно хранящимся оружием, которые в последние годы имеют тенденцию к существенному росту.
В процессе исследования этих проблем автор пришел к следующим выводам и предложениям:
1. Расширение сферы как законного, так и незаконного оборота оружия, обусловленное происходящими в обществе политическими и социально-экономическими процессами, привело к значительному росту преступлений, совершаемых с использованием небрежно хранящегося оружия, что существенно влияет на безопасность общества, являющуюся одним из объектов уголовно-правовой охраны.
Родовой объект преступления, предусмотренного ст. 224 УК РФ, - совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность и общественный порядок. Видовой объект преступления - общественная безопасность. Непосредственный объект - общественные отношения, определяющие условия хранения огнестрельного оружия, исключающие доступ к оружию и его использование посторонними лицами, обеспечивающие его сохранность. Дополнительным объектом, на который посягает рассматриваемое преступление, могут быть жизнь и здоровье человека, отношения собственности.
2. Несмотря на принятие в 1996 году федерального закона «Об оружии», нового УК РФ, ряда постановлений правительства по вопросам контроля за оборотом оружия, законодательная база, регулирующая оборот оружия, в том числе вопросы его надлежащего хранения, во многом противоречива, изобилует неопределенностью ряда формулировок и не соответствует некоторым нормам международного права, что вызывает трудности в правоприменительной практике и не способствует эффективной работе по предупреждению нарушений правил хранения огнестрельного оружия.
3. С подписанием международных договоров не внесен ряд изменений в национальное законодательство, в частности, связанных с определением возраста, с которого наступает ответственность за небрежное хранение оружия и патронов, допущенных в оборот на территории Российской Федерации, с порядком хранения оружия иностранными гражданами и др.
4. В уголовном законодательстве Российской Федерации предусмотрена ответственность только за хранение огнестрельного оружия.
Однако в соответствии с ФЗ «Об оружии» на территории России в законном обороте находятся и такие виды оружия, как газовое ствольное, пневматическое оружие, электрошоковые устройства отечественного производства, а также патроны к ствольному оружию, которые международным законодательством отнесены к огнестрельному оружию.
На наш, взгляд, представляется целесообразным изменить диспозицию ст.224 УК РФ, включив в нее все виды оружия, находящегося в законном обороте на территории Российской Федерации у граждан и юридических лиц.
5. В ст.224 УК РФ отсутствует определение понятия «тяжкие последствия», поэтому при квалификации общественно опасного деяния, связанного с небрежным хранением оружия, а впоследствии и вынесении приговора возможен сугубо субъективный подход к оценке указанных последствий.
Предлагается уточнить понятие «тяжкие последствия» словами «причинение вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда здоровью, смерть потерпевшего, либо иные тяжкие последствия».
6. Неотъемлемой частью огнестрельного оружия являются патроны к нему, так как они унифицированы и могут быть использованы для любого другого оружия той же марки. В связи с этим предлагается ввести в диспозицию ст.224 УК
РФ ответственность за небрежное хранение патронов к огнестрельному оружию.
7. Существуют противоречия между субъектным составом ст.224 УК РФ, предусматривающей ответственность на небрежное хранение огнестрельного оружия лиц, достигших 16-летнего возраста, и ФЗ «Об оружии», который дает право приобретать оружие только гражданам, достигшим 18-летнего возраста.
Однако указанный закон позволяет законодательным органам субъектов Российской Федерации этот возраст снижать не более чем на два года.
Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
То же деяние, повлекшее смерть двух или более лиц, - наказывается обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.