В ходе работы получены следующие логические выводы.
На постиндустриальном этапе общества с социально ориентированной экономикой в форме рынка производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала, который представляет собой особый запас, на котором здоровье, научные и образовательные знания и мотивация сформированы. Накапливается человеком в виде инвестиций, повышающих квалификацию работника. Он удобно используется в определенных сферах общественного воспроизводства и способствует повышению производительности и качества труда, увеличению доходов людей.
Экономическая оценка человеческого капитала основана на ценности государственного богатства, социальных потерь от войн, болезней и стихийных бедствий, области страхования жизни, рентабельности инвестиций в образование, медицинское обслуживание, миграцию и многих других целях.
Современный этап развития мировой науки, технологий и социально-экономической науки характеризуется резким изменением роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах рост образования на один год увеличит валовой внутренний продукт (ВВП) на 5–15%.
В сегодняшней ситуации в России все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования, которое, как известно, не может обеспечить желаемый прорыв на фоне победного марша США в политической, экономической и военной сферах. Американский образ и сходство.
К сожалению, современный российский научный и высокотехнологичный бизнес, за редким исключением, не показывает выдающихся результатов. Это связано с тем, что за последние 15 лет Россия претерпела болезненные преобразования. Кроме того, сложившаяся в советское время (на очень высоком уровне развития) система прикладной науки изначально ориентировалась в основном на потребности оборонно-промышленных комплексов, а также повлияла на ее положение в новых условиях.
При относительно стабильных текущих макроэкономических показателях проблема реформирования системы образования и науки и продвижения инноваций стоит очень остро. Для достижения этих целей Минобрнауки разрабатывает Стратегию развития Российской Федерации в области научно-инновационного развития. Научно-инновационная политика является одним из приоритетов развития страны.
Систему профессионального образования в России также следует реформировать в рамках социально-экономического развития. Это уже происходит, и придется идти по пути сочетания нерыночных и рыночных факторов с прежним доминированием. Государство всеобщего благосостояния необходимо для сохранения и укрепления позиции образования как сектора экономики, а не рынка. В то же время существует необходимость увеличения как государственных, так и частных инвестиций в образование, что требует разработки и реализации новой государственной экономической политики с точки зрения финансирования образования на различных этапах образовательного процесса.
В России необходимо укреплять принципы науки, гражданственности и патриотизма, гуманистической направленности образования, сочетания обучения и практики, инновационного обучения. В каждый конкретный период профессиональный человеческий потенциал опережает или отстает и не соответствует объективным производственным и техническим потребностям общества.
Идеи, инновации, предпринимательство, креативность в деловой деятельности и рабочей силе, создание управленческих решений, поиск и обработка информации, производство продуктов и их практическое применение для получения прибыли - вот процесс, который является текущей целью. Учеба в различных областях экономической науки и науки управления. Такой подход ставит производителей и потребителей количественно и качественно в центр социально-экономической системы, и, переориентируя прежнюю систему производственных ценностей, новая тенденция в управлении человеческими ресурсами кажется более актуальной, чем когда-либо прежде.
В конце концов, материальный капитал без человеческого капитала - ничто. Это может быть, например, много случаев управленческой практики, в которой другие такие же и имеют в основном такие же возможности, инвестиции. Одна из компаний может сделать резкий и эффективный рывок вперед, чтобы стать лидером. Это вид деятельности, другой не оправдывает ожиданий собственников и инвестор не развивается должным образом или вообще находится в кризисе. В чем разница? Ответ на этот вопрос ясен. Качество и количество человеческого капитала, вложенного в эти компании, находится в системе управления каждой компании.
Экономика всегда основана на одних и тех же факторах, но в современных условиях фактор человеческого капитала, несомненно, признан важнейшим фактором.
Понятие «человеческий капитал» очень широкое и многогранное. Сюда входят знания, информационное переосмысление, умения, навыки, опыт, профессионализм, физическое и психическое здоровье, образование, природные и талантливые, духовные качества, потенциал, психологические особенности человека, способность человека участвовать в производственном процессе. Весь набор личностных и нематериальных качеств, которые в процессе взаимодействия с чертами других сотрудников предприятия приносят последним значительную материальную и практическую пользу. Или есть убытки, и отрицательная отдача от использования человеческого капитала.
Человеческий капитал нельзя полностью исследовать как часть системы управления предприятием без анализа и количественной оценки всех ее компонентов.