Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1 Теоретические основы воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста в психологических и педагогических исследованиях..6 1.1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях…………………………………..6 1.2. Психологические особенности усвоения сенсорных эталонов детей 4-5 лет…………………………………………………………………………….14 1.3. Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет……………………………………………………………………...18 1.4. Методика воспитания сенсорной культуры у детей 4-5 лет………24 Глава 2. Практическая работа по воспитанию сенсорной культуры детей 4-5 лет……………………………………………………………………..29 2.1. Педагогическая диагностика сенсорных эталонов детей 4-5 лет…29 2.2. Модель воспитания сенсорной культуры детей 4-5 лет…………..40 Заключение………………………………………………………………..44 Список литературы……………………………………………………….47 Приложения……………………………………………………………….54

Воспитание сенсорной культуры у детей 4-5 лет

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
88% уникальность
2021 год
101 просмотров
Дюрягина В.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1 Теоретические основы воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста в психологических и педагогических исследованиях..6 1.1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях…………………………………..6 1.2. Психологические особенности усвоения сенсорных эталонов детей 4-5 лет…………………………………………………………………………….14 1.3. Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет……………………………………………………………………...18 1.4. Методика воспитания сенсорной культуры у детей 4-5 лет………24 Глава 2. Практическая работа по воспитанию сенсорной культуры детей 4-5 лет……………………………………………………………………..29 2.1. Педагогическая диагностика сенсорных эталонов детей 4-5 лет…29 2.2. Модель воспитания сенсорной культуры детей 4-5 лет…………..40 Заключение………………………………………………………………..44 Список литературы……………………………………………………….47 Приложения……………………………………………………………….54
Читать дальше
Исторически сложилось так, что человечество из поколения в поколение передает свой накопленный жизненный опыт. Это касается и чувственного опыта. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием красок, разными формами, да и другими свойствами объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. В дальнейшем в период своего роста и развития он знакомится и с различными произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Так же его окружает и природа со всеми своими сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, вкусами, звуками. Конечно, понятно, что каждый ребенок и без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспримет. Но, если это усвоение происходит стихийно и без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно чаще всего оказывается поверхностным, неполным, а подчас и неправильным. А усвоение общественного чувственного опыта, накопленного предыдущими поколениями, играет важную решающую роль в онтогенезе восприятия. И поскольку период дошкольного детства является самым благоприятным для совершенствования деятельности всех органов чувств и накопление знаний об окружающем его мире, то так важно в это время уделять внимание сенсорному развитию ребенка.


Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по информатике у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.


. К тому же сенсорное развитие является одним из компонентов основы когнитивного развития. Ведь от того на сколько широко развито чувственное восприятие, от того на сколько хорошо ребенок способен слышать, видеть, осязать этот мир, зависит уровень умственного, эстетического и физического развития. М.М. Манасеина, опираясь на достижения медицины и физиологии, разработала свою концепцию сенсорного развития и воспитания, в которой подчеркивала тесную связь между сенсорным и умственным развитием ребенка. Она утверждала, что чем раньше и лучше ребенок научится управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие [40]. Однако сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение. Ведь полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. И в требованиях федерального государственного стандарта дошкольного образования к содержанию образовательной программы говорится о развитии интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитии воображения и творческой активности; формировании первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [40]. Б.Г. Ананьев справедливо утверждал, что самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека [40]. А значит, значение сенсорного развития в жизни ребенка переоценить просто невозможно. Но, как заметил Л.А. Венгер: «В последние годы у нас стало принято очень серьезно заботиться о раннем развитии детей. Вот только забота эта подчас оборачивается противоположностью. В дошкольном возрасте важно развивать ребенка, а не снабжать его знаниями, которые он успеет приобрести позднее. Не запасом знаний, а умением их приобретать и использовать определяется успешность и школьного обучения, и всей последующей деятельности человека». [13] Исходя из всего выше сказанного и взяв во внимание то, что современная жизнь человека очень динамична, и чтобы стать в ней успешным надо обладать достаточно, развитой способностью восприятия, делаю вывод, что сенсорное развитие детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной задачей в образовательной деятельности педагога-воспитателя. Осознание актуальности сенсорного развития детей дошкольного возраста определили тему педагогического исследования: «Воспитание сенсорной культуры у детей 4-5 лет», в котором рассматриваем проблему воспитания сенсорной культуры детей. Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет. Цель исследования: разработать модель воспитания сенсорной культуры у детей 4-5 лет, теоретически обосновав и проверив на практике необходимость создания педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть психологические основы сенсорного развития детей у детей 4-5 лет. 2. Описать педагогические условия для сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста. 3. Раскрыть методику воспитания сенсорной культуры у детей 4-5 лет. 4. Осуществить педагогическую диагностику сенсорных эталонов детей данного возраста. 5. Разработать модель воспитания сенсорной культуры детей 4-5 лет. Для достижения цели и решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение), эмпирические методы (наблюдение, тестирование), анализ продуктов деятельности. Практическая база исследования: МБОУ «Детский сад 8». Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Итак, в теоретической главе курсовой работы даны понятия «сенсорное развитие» и «сенсорные эталоны» разных авторов – А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьяковым; рассмотрены психолого-педагогические условия усвоения сенсорных эталонов детьми 4-5 лет; раскрыта методика воспитания сенсорной культуры у детей, в которой большое значение придается возможностям предметно-развивающей среды. Специфическими особенностями сенсорного развития детей данного возраста являются следующие положения: зрительное восприятие определяется ведущим при ознакомлении с окружающей средой; происходит освоение сенсорных эталонов; возрастает целенаправленность, планомерность, комплексность, управляемость, осознанность восприятия. В практической части описаны результаты педагогической диагностики. За основу диагностики сенсорного развития детей 4-5 лет были взяты методики Е.А. Стребелевой и Л.А. Венгера. Сопоставление результатов исследования уровня сенсорного развития детей по данным методикам показало, что только 4 (17%) ребенка имеют высокий уровень сенсорного развития, 17 (71%) детей имеет средний уровень сенсорного развития и 3 (12%) ребенка дали низкий результат уровня сенсорного развития. Результаты диагностики дали основание для разработки модели сенсорного воспитания детей. Для достижения положительных результатов по воспитанию сенсорной культуры детей в работе описаны необходимые условия такие, как  формирование сенсорных эталонов проводить во всех режимных моментах детского учреждения;  организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды, способствующей полноценному формированию сенсорных эталонов у детей, опирающейся на возрастные особенности развития детей;  повышение компетентности родителей в данном вопросе, вовлекая их в совместную деятельность, как соучастников образовательного процесса. На основе анализа исследования можно сформулировать следующие выводы: во-первых, процесс развития восприятия сенсорных эталонов состоит из двух основных компонентов: формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов, формирование и совершенствование самих перцептивных действий, которые необходимы в процессе анализа свойств реальных предметов с использованием эталонов; во-вторых, полноценное восприятие окружающей действительности есть основа познания мира, где первой ступенью является чувственный опыт. От уровня сенсорного развития детей, а именно от того на сколько хорошо ребенок видит, слышит, осязает окружающую действительность в значительной степени зависит их успешность умственного, физического и эстетического воспитания; в-третьих, сенситивным периодом интенсивного сенсорного развития ребенка является период дошкольного детства, когда «совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени» [11, с. 77]; в-четвертых, усвоенные детьми представления о цвете, форме, соотношениях величин становятся сенсорными эталонами, которые они применяют как образцы в момент обследования различных предметов. в-пятых, в ходе сенсорного развития идет распознавание индивидуальных способностей и возможностей ребенка, определяется его творческая направленность. Необходимо помнить, что сенсорное развитие неразделимо с продуктивной деятельностью. И последнее, формирование сенсорных эталонов не заканчивается в дошкольном возрасте, а продолжается и в дальнейшем, поскольку это длительный процесс, осуществляемый на основе преемственности. И сенсорное развитие происходит не только в режимных моментах дошкольного образовательного учреждения, но и за его стенами, на улице, в домашней обстановке, в общении с родителями и другими взрослыми и т.д. Л.А. Венгер, введя понятие «воспитание сенсорной культуры ребенка», дал нам четкое понимание того, что сенсорное развитие детей должно быть направляемым и контролируемым. А иначе, без данного вида деятельности с детьми, сенсорное развитие остается неполноценным, поверхностным, отрывочным и не создает той необходимой основы для общего умственного развития.
Читать дальше
1. Айзман, Р. И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене [Текст]: учеб. пособие / Р. И. Айзман, В. М. Ширшова. – Новосибирск.: Сибирское университетское издательство, 2004. – 136 с. 2. Акулич-Дудко, Т. Ю. Сущность технологии дошкольного образования С. Френе [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/834/ (дата обращения: 24.02.2021). 3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. – Казань.: Изд–во КГУ, 1988. – 238 с. 4. Ахметзянова, А. М. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» [Текст] / А. М. Ахметзянова, М. Г. Бламыкова, С. А. Рахманова // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. – №4. – С. 76-77. 5. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 352 с. 6. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] / Л. П. Баданина. – М.: Флинта, 2012. – 238 с. 7. Базылёва, Е. В. Современное представление о механизмах сенсорных процессов [Текст] / Е. В. Базылева. – М. : Лаборатория книги, 2011. – 115 с. 8. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст] / В. А. Беликов. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 310 с. 9. Богомолова, М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века [Текст] / М. И. Богомолова // Научное мнение. – 2013. – №11. – С. 193-198. 10. Венгер, Л. A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 152 с. 11. Венгер, Л. A. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №13. – С. 424. 12. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. 13. Венгер, Л. А. Вот и вышел человечек [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Карапуз, 2010. – 256 с. 14. Венгер, Л. А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 1976. – 256 с. 15. Венгер, Л. А. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с. 16. Венгер, Л. А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2012. – №3. С. 24-29. 17. Венгер, Л. А., Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева и др. ; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с. 18. Венгер, Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер, В. В. Холмовская. М. : Педагогика, 1978. – 248 с. 19. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – Т. 2. – 1095 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81386 (дата обращения: 24.02.2021). 20. Галкина, И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2405/ (дата обращения: 24.02.2021). 21. Голкина, В. А. Сенсорное развитие младших дошкольников как основа формирования психологической готовности детей к обучению в школе [Текст] / В. А. Голкина // Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования: сб. науч. ст. / гл. ред. Н. В. Нижегородцева. – Ярославль, 2011. – С. 55-58. 22. Гусева, Ю. А. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников [Текст] / Ю. А. Гусева, Ю. Ю. Колесниченко // Научно-методологические и социальные аспекты педагогики и психологии: сб. ст.: в 2 ч. / гл. ред. А. А. Сукиасян. – Омск, 2017. – С. 127-131. 23. Давиденко, Л. А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду [Текст] Л. А. Давиденко. Алма-Ата: Мектел, 1975. – 120 с. 24. Дыбина, О. В. Предметно-развивающаяся среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты [Текст] / О. В. Дыбина, О. П. Болотникова, А. Ю. Козлова, Е. А. Сидякина // Вектор науки. 2014. – №1. – С. 220-223. 25. Запорожец, А. В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве [Текст] / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. – М.: Академия, 2005. – 302 с. 26. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 378 с. 27. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – 1987. – №1. – С.29-32. 28. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. …д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. – Челябинск, 2000. – 383 с. 29. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. – б.м. : б.и., 1875. – 309 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70969 (дата обращения: 24.01.2021). 30. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015. – 432 с. 31. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013. – 144 с. 32. Костюк, И. Гармоничная атмосфера Монтессори [Текст] / И. Костюк // Дошкольное воспитание. – 2000. –№11. – С.47-48. 33. Кукушкин, В. С. Дидактика (теория обучения) [Текст]: учеб. пособие / В. С. Кукушкин. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2003. – 368 с. 34. Кукушкин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] / В. С. Кукушкин. – Ростов н\Д.: Феникс, 2005. – 474 с. 35. Кулькова, А. А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира [Текст] / А.А. Кулькова // Проблемы науки. – 2016. – №2. – С.42-44. 36. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б. В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета. – 2001. – №2. – С.101-104. 37. Лагутина, О. Р. Развитие знания ребенка о пространстве [Текст] / О. Р. Лагутина // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – №1. – С.133-13. 38. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). 39. Леонтьева, Ж. А. Методика проведения совместной деятельности с детьми по сенсорному воспитанию [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3670 (дата обращения: 24.02.2021). 40. Манасеина, М.М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования / Соч. Марии Манасеиной. Вып. 1- Вып. 1 41. Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664 (дата обращения: 24.02.2021). 42. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. Ростов н/Д.: Феникс: http://spisok-literaturi.ru/books/psihologo-pedagogicheskiy-slovar-dlya-uchiteley-i-rukovoditeley-obscheobrazovatelnyih-uchrezhdeniy_25159419.html (дата обращения: 24.02.2021). 43. Монтессори, М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет [Текст] / М. Монтесори. – М.: Центрполиграф, 2014. – 434 с. 44. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 222 с. 45. Нечаев, М. П. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО [Текст]: учеб.-метод. пособие / М. П. Нечаев, Г. А. Романова. – М.: Перспектива, 2015. – 212 с. 46. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С. Л. Новоселова. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. – 74 с. 47. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с. 48. Пешкова, Е. В. Педагогика: курс лекций. Ч. 4. Теория обучения (дидактика) [Текст]: уч. пособие / Е. В. Пешкова. – М.: Директ–Медиа, 2015. – 232 с. 49. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Н. Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с. 50. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / Н. Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 2001. – 456 с. 51. Рахманова, С. А. Сенсорное развитие и познание окружающего мира детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр на примере авторских игровых методик [Текст] / С. А. Рахманова, М. Г. Бламыкова, А. М. Ахметзянова // Приоритетные направления развития образования и науки: сб. ст.: в 2 ч. / гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2017. – Ч. 1. – С. 158-160. 52. Савенков, А. И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно [Текст] / А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 160 с. 53. Соловьева, О. Н. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / О. Н. Соловьева // Наука и современность. – 2012. – №17. – С.138-142. 54. Сорокина, М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика [Текст] / М. Г. Сорокина. – М.: Академия, 2003. – 377 с. 55. Степанова, Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева. Памятные даты и события. СПб., 2003. 56. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст] : учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко; под ред. О. В. Морозовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 636с. 57. Стребелева, Е. А. Психолого–педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 164 с. 58. Тихеева, Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание – 2002. – №10. – С.90-93. 59. Турчин, Г. Д. Золотое правило дидактики Я. А. Коменского [Текст] / Г. Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. – 2010. – №3. – С.109-11. 60. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 291 с. 61. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / К.Д. Ушинский ; ред. А.И. Пискунов. – Москва : Педагогика, 1974. – Т. 2. Проблемы русской школы. – 439 с. – (Педагогическая библиотека). – Режим доступа: по подписке. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87495 (дата обращения: 24.02.2021). 62. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Министерства образования и науки РФ [Текст]. М.: Сфера, 2016. – 96с. 63. Фребель,Ф.Воспитание человека : Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель. – 2-е изд. – Москва: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – 359 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81360 (дата обращения: 24.02.2021). 64.Чмелёва, Е. В. Об умственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Чмелёва, М. М. Манасеина // Детский сад от А до Я. – 2009. – №1. – С.52-63. 65. Эльконин, Д. Б. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1964. – 353 с. 66. Эксперимент по методической системе начального обучения / Общ. ред. Л.В. Занков. - М., 1975. - 71 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основные требования к ПУ игрового ПК
Количество страниц:
33
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников
Количество страниц:
48
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Виды злоупотреблений доминирующим положением на рынке
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансовое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image