ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития у детей с нарушением зрения 5 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 5 1.2. Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 8 Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей эмоционального развития детей с нарушением зрения 13 2.1 Организация констатирующего этапа эксперимента 13 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 17 Глава 3. Психолого-педагогическая работа по формированию эмоционального развития у детей с нарушением зрения 23 3.1 Коррекционная программа для эмоционального развития детей с нарушением зрения 23 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34 ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Особенности эмоционального развития детей с нарушением зрения

курсовая работа
Психология
35 страниц
83% уникальность
2020 год
37 просмотров
Ворончихина Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития у детей с нарушением зрения 5 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 5 1.2. Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 8 Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей эмоционального развития детей с нарушением зрения 13 2.1 Организация констатирующего этапа эксперимента 13 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 17 Глава 3. Психолого-педагогическая работа по формированию эмоционального развития у детей с нарушением зрения 23 3.1 Коррекционная программа для эмоционального развития детей с нарушением зрения 23 3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34 ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Читать дальше
Актуальность темы. Эмоциональные феномены человека имеют большое значение для формирования психики, адаптации, социализации, являются основой для оптимального развития личности. В настоящее время, обостренное внимание к проблеме эмоционального развития у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяется тенденциями развития общества и интегративными процессами, происходящими в системе образования. Изучение эмоционального развития детей с нарушением зрения имеет большое значение при поиске эффективных методов гармонизации развития личности и успешной социализации. Особенности эмоционального развития у детей с нарушением зрения описаны в трудах В. П. Ермакова, Г. А. Якунина, В.


С сервисом Work5 написание докторской диссертации в Иркутске станет проще.


. В. Лебединского, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, А. А. Крогиуса, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Литвака и др. Эмоциональное развитие при нарушениях зрения, формируется со значительным отставанием, однако именно эмоциональное реагирование лежит в основе адекватного поведения и во многом определяет успех компенсации (Л. С. Выготский). Поэтому, исследование эмоциональных проявлений имеет большое значение для определения адекватных технологий психологического сопровождения и оптимизации социального развития детей с нарушениями зрения. Вышесказанное обусловило выбор исследования. Цель работы: изучение особенностей эмоционального развития детей с нарушением зрения, а также разработать программу коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения. Объект исследования: процесс эмоционального развития детей с нарушением зрения. Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей с нарушением зрения. Гипотеза исследования: ― при использовании в коррекционной работе таких техник, как сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, которые призваны формировать позитивные эмоциональные состояния, возможно, добиться положительной динамики в снижении негативных проявлений в эмоциональном развитии детей с нарушением зрения. Задачи: 1). Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения; 2). Выявить особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения; 3). Провести экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей с нарушением зрения 4). Разработать коррекционную программу для эмоционального развития детей с нарушением зрения; 4). Проанализировать результаты и оценить характер динамики работы по эмоциональному развитию у детей. Методологическая основа. В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы. В качестве эмпирических методов использовались: наблюдение за испытуемыми, беседа. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, анализы и выводы могут быть применены в практической работе психологов школьных образовательных учреждений, работающих с детьми с нарушениями зрения. База исследования общеобразовательное учреждение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы. Выборка испытуемых составила 12 детей (3 девочки, 9 мальчиков), 7 и 8 лет имеющие различные нарушения зрения. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, заключения и приложения. 

Читать дальше
Эмоции и чувства человека не могут не изменяться под влиянием нарушения зрения, о чём свидетельствуют многочисленные исследования данного феномена (А. А. Крогиус, А. Г. Литвак Л. И. Плаксина, и др.) При дефиците зрительных ощущений сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Данный вариант дизонтогенеза предполагает нарушение эмоциональной сферы, однако именно от её сохранности во многом зависит социальная адаптация, а значит и успех компенсации. Возникают значительные трудности дифференцирования эмоций, а, следовательно, и понимания их. Детство — короткий отрезок в жизни человека, но он имеет очень большое значение, поскольку в этот период развитие происходит в достаточно стремительном темпе. В этот период происходит развитие всех сторон психики ребенка, закладываются основы для дальнейшего развития личности. У ребенка формируется самосознание, активность, деятельность, складывается самооценка. Эмоциональное развитие детей также претерпевает изменения: развивается содержание эмоций, на основании которых формируются высшие чувства. Детям сложно управлять своими эмоциями. Их чувства быстро появляются и так же быстро угасают. С развитием эмоциональной сферы у детей чувства становятся подвластными воле и подчиняются мыслительным операциям. Органы зрения обеспечивают до 80 % информации, необходимой для полноценного развития детей. При этом многие болезни глаз развиваются медленно, а дети не всегда могут сформулировать, что их беспокоит. Если не проверять зрение регулярно, то болезнь можно пропустить и обнаружить ее, когда изменения будут необратимы либо потребуют серьезного лечения. На основании вышесказанного была сформулирована цель исследования - составление и апробация программы по оптимизации эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Для достижения цели были решены конкретные теоретические и эмпирические задачи. Для решения экспериментальных задач были подобраны психодиагностические методики: Восьмицветовой тест М. Люшера (тест цветовых выборов М. Люшера), методика изучения фрустрационных реакций (автор С. Розенцвейг), Тест тревожности Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен. Таким образом, коррекционная программа, опирающаяся на метод психогимнастики для оптимизации эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения, оказалась достаточно эффективной. На основании полученных данных, намечены направления коррекционной работы и подобраны коррекционные технологии. Коррекционная программа включала 3 этапа: вводный, основной и заключительный. Реализованная программа коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения позволила снизить количество детей с высоким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении. По окончанию коррекционной работы проведен контрольный этап эксперимента, который показал, существенное снижение таких показателей как невротизация и тревожность, заметно усиление желание детей в самореализации, преодоление ограничений и дистанции, отделяющей от социального окружения, появилось стремление достичь большего, а также потребность находить конструктивные решения конфликтных ситуаций и брать ответственность в свои руки. И так, цель исследования достигнута, задачи успешно решены. Гипотеза исследования подтвердилась.
Читать дальше
1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева – СПб: 2016. – 283 с. 2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2015. – 302 с. 3. Андрущенко Т.Ю. Кризис развития ребенка 7 лет: психодиагностика и коррекционно-развивающая работа психолога. М.:, 2014. 301 с. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Божович Л.И, 2018. 398 с. 5. Бюрклен К. Агрессия / Бюрклен К. – СПб: Питер, 2016. – 352 с. 6. Витковская А. М. Экспресс – диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Витковская А. М. – М.: Генезис, 2015. – 66 с. 7. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 62-68. 8. Гаюн В. Развитие эмоциональной сферы / Гаюн В.// Дошкольное воспитание – 2015. – №2 – С. 67 – 71. 9. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебное - методичек. Пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Урал. Гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с. 10. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 240 с. 11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров – М.:, 2016. – 128 с. 12. Земцова, М.И. Особенности деятельности детей с нарушением зрения / М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – №3. – С. 26-32. 13. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с. 14. Иванова, Н.Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики: учеб. Пособие / Н.Н. Иванова, О.В. Бачина. – Тамбов: ПБОЮЛ, 2014. – 176 с. 15. Игнатьева, А. В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения / А. В. Игнатьева // Дошкольное образование 2019. – №5 – С.202 – 204. 16. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: 2016. 460 с. 17. Коваленко Б. И. Игра в коррекции психического развития ребенка. М:, 2017. 191 с. 18. Копытин, А. И. Арт-терапия для детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М.: Когнито-Центр, 2014. – 197 с. 19. Крогиус, А. А. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие / А. А. Крогиус. – М.: Когнито-Центр, 2015. – 526 с. 20. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция // В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 198 с. 21. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. Пособие / А. Г. Литвак. – СПб: Изд-во РГПУ, 2018. – 271 с. 22. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – 624 с. 23. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. / Лэндрет Г.Л , 2018. 368 с. 24. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми / А.А. Люблинская. – М.: Известия АПИ РСФСР, 2016. – 223 с. 25. Люшера М. Потребности, мотивы и эмоции / Люшера М.. – М.: , 2014. – 210 с. 26. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. Пособие для студ. учеб. Заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2015. — 408 с. 27. Морозов, С.А. Основы диагностики и коррекции РАС / С.А. Морозов - М.: Добрый век, 2014. – 447 с. 28. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учеб. Пособие / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 2016. – 54 с. 29. Подколзина, Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2015. – №6. – С. 33-40. 30. Рейковский, Ю. Я. Психология мотивации и эмоций: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Ю. Я. Рейковский. – М.:, 2017. – 751 с. 31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2016. – 712 с. 32. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Смирнова Т.П. Ростов н/Д., 2014. 154 с. 33. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. – М.: Налоговый вестник, 2014. – 320 с. 34. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2015. – 126 с. 35. Якунина Г. А. Эмоциональная жизнь школьника / Якунина Г. А. – М.: Педагогика, 2016. – 210 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Потребительский кредит и причины закредитованности граждан
Количество страниц:
60
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Банковский кредит
курсовая работа
Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия АвтоВАЗ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика предприятия
курсовая работа
Способы адаптации рекламных текстов в переводе с английского языка на русский
Количество страниц:
35
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image