Введение 3
1 Общетеоретическая характеристика светского государства 5
1.1 Понятие светского государства 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности светского государства 10
2 Религиозные объединения в РФ 16
2.1 Порядок образования и условия деятельности религиозных организаций в РФ 16
2.2 Взаимоотношения светского государства и религиозных объединений 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Читать дальше
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов.
Светскость государства предполагает соответствующее разделение сфер реализации компетенции церкви и государственной власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. В сферах, граничащих с нравственностью и связанных с ней (образование, культура и т.п.), государство и религиозные объединения, каждый в своей сфере и своими средствами, должны сотрудничать.
Говоря о светскости современных государств, следует иметь в виду, что не существует единого стандарта, образца такого государства. Например, на постсоветском пространстве, как показано выше, есть светские государства со своими особенностями. Среди государств так называемого дальнего зарубежья можно обнаружить другие особенности. Например, некоторые светские государства строят свои правовые отношения с религиозными образованиями на основе полного отделения. В других государствах доминирующие религиозные объединения имеют статус корпораций публичного права, а иные религиозные общины от государства полностью отделены и рассматриваются как частные корпорации.
Светские государства существенно отличаются друг от друга. Если исключить атеистические государства, то оптимальным светским является такое государство, которое не строит свою деятельность на основе религиозных источников права, не вмешивается во внутренние дела церкви. Вместе с тем такое правовое положение не исключает религию из общественной жизни народа.
Светскость государства, с одной стороны, способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций, а с другой - предполагает их взаимодействие, поскольку религиозные организации выступают хранителями норм нравственности и субсидиарных норм права, регулирующих внутреннюю жизнь самих религиозных организаций.
При этом, разумеется, должна сохраняться роль государства как основной формы организации общественно-политической власти. Однако, несмотря на то, что Конституция РФ предусматривает наше государство как светское, на практике имеют место быть случаи нарушения такого принципа. В связи с этим в России необходимы коренные изменения статуса религиозных объединений и действующего законодательства в сфере свободы совести.
Все современные религиозные организации являются способом объединения людей с общими верованиями и обладают своеобразной, четко определенной, структурой. Религиозные организации проводят совместные богослужения, а также другие действа, связанные с верой. В каждой общине есть квалифицированные люди, которые «обучают» новичков и рассказывают им о соответствующей религии официально разрешенную информацию. Кроме того, многие организации также выпускают собственную религиозную литературу.
Религия может быть сильным интегрирующим фактором, если не искать различий в вероучениях, но развивать общие ценности. Только в этом случае религиозная гармония и диалог могут сыграть положительную роль в обеспечении стабильного развития общества, стать основой национальной безопасности государства.
Религиозные объединения играют важнейшую роль в формировании светского государства, при этом анализ некоторых положений законодательства ставят под сомнение соблюдение конституционных принципов в РФ. Все это, несомненно, свидетельствует о том, что законодательство, регламентирующее деятельность религиозных объединений нуждается в своем дальнейшем усовершенствовании.
Читать дальше
1. Нормативные акты и другие официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 14.03.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., // Действующее международное право. - Т.1.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Действующее международное право. - Т. 2.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - №2. - Ст. 163.
5. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Действующее международное право. - Т. 2.
6. Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 28. - Ст. 4558.
7. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
8. Указ Президента РФ от 30.01.2019 № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (ред. от 26.06.2020) // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 5. - Ст. 365.
2. Учебная литература
9. Василенко И. А. Политология: учебник / И.А. Василенко. - М., 2017. – 525 с.
10. Кутафин О. Е. Конституционное право России / О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2019. – 615 с.
11. Таева Н. Е. Конституционное право России: учебник / Н.Е. Таева. – М., 2019. – 487 с.
3. Научная литература
12. Дерябина Н.П. Общественные объединения, как показатель демократичности власти // Государство и право. – 2018. - № 21. – С. 9.
13. Жуков В.Н. Государство как ценность // Государство и право. - 2017. - №9. - С. 59.
14. Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории: монография / А.Д. Керимов. - М., 2018. – 226 с.
15. Михайлов Г. А. Нужен? ли России государственный орган по делам религий? // Религия и право. - 2019. - № 6. - С. 9.
16. Осавелюк А. М. Церковь и государство: монография / А.М. Осавелюк. – М., 2019. – 215 с.
17. Осьмачко С.Г. Современная политическая доктрина РПЦ // Государство и право. - 2018. - №16. - С. 25.
18. Сергеев А. С. К вопросу о первенстве религии над моралью // XVI Международные Рождественские образовательные чтения (V направление «Церковь и общество»). - М.: Изд. РГТЭУ, 2018. - С. 26.
19. Теплова Д.О. Светское государство в контексте религиозного ренессанса // Право. – 2020. - №47. – С. 16.
20. Фетисов Т.П. Правозащитные традиции РПЦ / Т.П. Фетисов. - М., 2017. – 339 с.
21. Филина Н.В. Понятие и признаки светского государства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. – С. 62 - 66.
22. Халиков Я.А. Русская Православная Церковь и ее философское влияние на право // Философия права. - 2019. - №7. - С. 21.
23. Щукина Н.И. РПЦ, как институт гражданского общества // Государство и право. - 2018. №77. - С. 92.
24. Якубенко К.Ю. Современное правосознание российского общества (по материалам социологических исследований) // Уч. тр. РААН. - 2019. - № 4. - С. 27 - 33.
Читать дальше