Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и управления государственного долга 5
1.1. Понятие и субъекты государственного долга 5
1.2. Внутренний и внешний государственный долг 8
Глава 2. Управление государственным долгом 10
2.1. Методы и способы управления государственным долгом 10
2.2. Государственный долг Российской Федерации 15
Глава 3. Проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации 23
3.1. Основные проблемы и способы перспективного управления государственным долгом РФ 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 1 32
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи: В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации «государственный долг – это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Государственные займы являются основной формой государственного кредита и характеризуются тем, что временно свободные денежные средства предприятий, организаций и населения привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета через выпуск и реализацию государственных ценных бумаг.
Систему управления государственным долгом стоит рассматривать как взаимосвязь бюджетных, финансовых, учётных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. Управление государственным долгом регулируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В статье 101 БК РФ указывается, что управление государственным долгом осуществляется двумя органами: Правительством РФ или уполномоченным им Министерством Финансов РФ. В статье 165 того же кодекса указываются полномочия Министерства Финансов России по управлению государственным долгом.
Для реализации вышеперечисленных функций создан Департамент государственного долга и государственных финансовых активов на базе Министерства Финансов. Управление государственным долгом является одним из ключевых направлений макроэкономической политики государства. Так, с одной стороны, он является толчком для экономического роста, способствует укреплению международного авторитета (при своевременном выполнении долговых обязательств), стимулирует поступление инвестиций.
Проведённый анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации показал: внешний долг Российской Федерации имеет динамику снижения за анализируемый период, значительно уменьшился за 2015-2016 год на 4353,4 млн. долл. США, к 01.01.2019 г. эта тенденция привела к 49156,5 млн. долл. США, что на 6637,7 млн. меньше, чем в рекордном 2014 г. Россия находится в ситуации обострённых внешних дипломатических и экономических отношений, и отсутствие новых внешних обязательств в этой ситуации можно рассматривать как затруднённость внешнего кредитования для страны на данном этапе.
Внутренний долг России за исследуемый период постепенно увеличивается, со значительными увеличениями сначала в 2012 г. на 1250,2 млрд. руб., затем в 2014 сразу на 1519 млрд. руб., незначительно сокращался в 2018 году на 756,4 млрд. руб., к началу 2019 года достиг рекордных значений 9176,4 млрд. руб., увеличившись при этом на 1929,3 млрд. руб.
Государственный долг может привести к негативным экономическим, социальным и политическим последствиям. Государственный долг, являясь сложным экономико-финансовым образованием, требует использования собственной системы методов регулирования. К ним принято относить стабилизационные инструменты, контроль и управление динамикой долга, минимизация государственного внутреннего долга, изменение структуры задолженностей экономических субъектов бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, уменьшение государственного долга путём недостаточного финансирования бюджетной сферы, уменьшение стоимости обслуживания государственного долга.
Управление государственным долгом происходит постоянно, что требует системности и сплочённости. Но, несмотря на эффективную структуру государственных органов по управлению государственным долгом, так или иначе общая система требует развития и усовершенствования из-за постоянно меняющихся внешних и внутренних условий обеспеченья государственного дол
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020).
2. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184.
3. Абрекова А. Р., Глотова И. И. Управление государственным внешним долгом в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 176–180.
4. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. - с. 27-31.
5. Батсайхан Г., Хам Ю.Ю. Государственный долг: причины образования и социально-экономические последствия // E-Scio. - № 6/2018. – с. 1 – 4.
6. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. - Т. 2. № 1 (17)/2018. - с. 710-713.
7. Быковская Т.С., Муравлева А.А. Актуальные проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации // Colloquium-journal. – № 3(27)/2019. – с. 1 – 4.
8. Долгодворова К. В., Шакирова Э. Г., Семенова К. А. Государственный долг РФ и его роль на современном этапе // Молодой учёный. - 2017. - №14. - С. 356-358.
9. Дунаева К.Д. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(24). – Новосибирск: СибАК, 2019. – с. 73-78.
10. Кажаева М.В. Государственный долг России: современное состояние и проблемы развития // Синергия наук. - № 19/2018. – с. 475 – 482.
11. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. - Т. 2. № 5 (21)/2018. - с. 271-274.
12. Макаров М.С. Оценка динамики внешнего государственного долга за период 2013 - 2019 гг. // Синергия наук. - № 36/2019. – с. 142 – 145.
13. Минаев Р. М. Государственный долг России и способы его регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1476–1480.
14. Цареградская Ю.К. Правовое регулирование государственного долга в контексте долговой политики России на 2017 – 2019 годы // Актуальные проблемы российского права. - № 11(84)/2017. – с. 91 – 96.
15. Цареградская Ю.К. Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации: сущность, содержание и функции // Актуальные проблемы российского права. - № 4(65)/2016. – с. 69 – 76.
16. Швец Ю.Ю. Проблемы управления государственным долгом в РФ и способы их решения // Трансформационные процессы рыночной экономики. - № 6(04)/2018. – с. 164 – 176.
17. Шевченко М.В. Проблема сбалансированности бюджетов // Вестник науки и творчества. - № 2(14)/2017. – с. 193 - 199.
18. Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – Том 9, № 4-1/219. – с. 186 – 195.
19. Хамалинский И.В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние // Вестник Международного института экономики и права. - № 1(26)/2017. – с. 32 – 46.
20. Андреева С.А., Аллагулов Р.Х. Инструменты фискальной политики государства // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74799 (дата обращения: 11.03.2021).
21. Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обращения: 11.03.2021).
22. Мардахаева Б.А. Анализ современного состояния управления государственным долгом в РФ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 37(81). URL: https://sibac.info/journal/student/81/158168 (дата обращения: 11.03.2021).
23. Министерство финансов Российской Федерации / Аналитический раздел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: info.minfin.ru/ (дата обращения 11.03.2021).
24. Сладкова Н.А., Чепрасов М.Г. Пути совершенствования системы управления государственным долгом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/economy/6(43).pdf (дата обращения: 11.03.2021).
25. Чернышева М.А., Богомолов А.И. Влияние государственного внешнего долга и санкций на объем ВВП России // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/165618 (дата обращения: 11.03.2021).
26. Яицкая О.В. Пути совершенствования механизмов управления государственным внешним долгом Российской Федерации // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 11.03.2021).
Читать дальше