Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Существующие методологические подходы к выявлению и пресечению административных правонарушений в настоящее время преимущественно базируются на достижениях в сфере науки административного права (административистики).
Учитывая те либо иные особенности административно-правового регулирования в разных областях государственного управления, в самом общем виде такие исследования можно сгруппировать следующим образом:
1) административные правонарушения и административная ответственность в определенной сфере - исследования материально-правового характера;
2) возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование, производство по делам об административных правонарушениях (как в качестве самостоятельных тем, так и применительно к отдельным видам правонарушений) - исследования процессуально-правового характера;
3) доказывание и доказательства по делу об административном правонарушении;
4) специализированные исследования по отдельным мерам выявления и пресечения административных правонарушений.
Также ряд организационных аспектов рассматриваются авторами применительно к стадии административного расследования (это касается прежде всего этапов данной стадии), но вопросы тактики процессуальных действий или методики ведения административного расследования не затрагиваются. К примеру, сущность этапа установления обстоятельств дела раскрывается через перечисление действий процессуального и непроцессуального характера, которые могут быть проведены при осуществлении доказывания (в том числе и вопросы назначения и проведения экспертизы, ревизии). Прослеживаются, хоть и бессистемные, попытки авторов структурировать указанные действия применительно к задачам административного расследования правонарушений определенного вида.
В целом следует отметить, что обозначение связи вопросов доказывания с конкретной категорией административных правонарушений является чрезвычайно значимым аспектом ориентированного на практику исследования, но использование лишь процессуального инструментария в таких работах делает эффективный результат труднодостижимым. Повышение значимости указанных рекомендаций может быть осуществлено посредством системного использования методологии и категориального аппарата криминалистики. Так, следовая картина, будучи рассмотренной в качестве элемента криминалистической характеристики административного правонарушения, детерминирует криминалистическую ситуацию на этапе административного процесса. Это с необходимостью предопределяет набор криминалистических рекомендаций по собиранию и проверке доказательств.
В отношении третьей категории исследований можно сказать, что они по своей сути и содержанию достаточно близки к аналогичным исследованиям в науке уголовного процесса, с той лишь разницей, что для уголовного процесса не столь свойственно изучение особенностей доказывания и доказательств по отдельным категориям преступлений и уголовных дел. Но рассмотрение организационно-тактических основ проведения процессуальных и непроцессуальных действий как системообразующей основы доказывания по делам об административных правонарушениях отсутствует и в этой группе исследований. Системное использование криминалистических знаний игнорируется. Тем удивительнее звучат выражения отдельных авторов: «исследуются тактика и методика собирания доказательств по делам об административных правонарушениях в виде информации, хранящейся на электронных носителях», используются результаты компьютерно-технической экспертизы и т.п.
В русле четвертого направления научных исследований, с одной стороны, наличествует достаточное количество работ, посвященных мерам административного пресечения или мерам обеспечения административного процесса, с другой же стороны, лишь немногие из них претендуют на то, чтобы продемонстрировать свое криминалистическое содержание.
Всю вариативность в использовании методологии и категориального аппарата можно объяснить следующим образом. Полагаем, что, с одной стороны, ученые-административисты, встречаясь с необходимостью решать вопросы организационно-тактического характера при ведении административного процесса (производства по делам об административных правонарушениях), с недостаточным успехом пытаются использовать методологию административного права, и тогда возникают такие категории, как «порядок деятельности», «алгоритм действий», «перечень мероприятий, проводимых.» и т.п. С другой стороны, может иметь место ситуация, когда исподволь, не называя вслух, дабы не попасть со своим исследованием в русло другой научной специальности, используется (где по наитию, а где вполне умышленно) методология и категориальный аппарат криминалистический науки, что справедливо считается более удобным и уместным в контексте проводимых исследований.
Боязнь официального и научно обоснованного введения в теорию и практику административного процесса достижений криминалистики, как представляется, уже породило и продолжает стимулировать к развитию следующие негативные тенденции:
1) попытка административистами (да и представителями иных научных направлений) придумать собственную методологию и категориальный аппарат, которые, будучи схожими с криминалистическими, «якобы» имеют административно-правовую или административно-процессуальную природу;
2) попытка «протаскивания» в доктрину административистики очевидно криминалистического инструментария, не свойственного отраслевой юридической науке («тактический», «организационно-тактический» и др.), и объявление его достоянием данной науки;
3) инертное наблюдение за этим криминалистами (или даже игнорирование этого), «блюдущими чистоту науки».
Учитывая это, следует однозначно определить, что разработку организационно-тактических, тактических, методических рекомендаций по выявлению и пресечению административных правонарушений как в стадии начала административного процесса, так и в стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению необходимо осуществлять преимущественно в контексте криминалистической науки. Это не исключает, а даже, наоборот, способствует выкристаллизации собственно административно-правовых средств и методов борьбы с административными правонарушениями. А криминалистические средства и методы выявления и пресечения административных правонарушений получат целенаправленное развитие и продвижение в русле адекватных методологических подходов.