Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания в процессе туристско–краеведческой деятельности 5
1.1 Сущность понятия патриотическое воспитание 5
1.2 Формы и методы патриотического воспитания 12
Краткие выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование патриотического воспитания в процессе туристско–краеведческой деятельности 20
2.1 Организация, методы и результаты исследования 20
2.2 Программа патриотического воспитания в процессе туристско-краеведческой деятельности 27
Краткие выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 35
Глоссарий 37
Читать дальше
Таким образом, теоретический обзор литературы по теме исследования позволяет нам сформулировать основные выводы, состоящие в следующем:
Патриотизм осмысливается как сложное многогранное понятие, поэтому для его формирования у младших школьников необходима целенаправленная систематическая работа школы, семьи и общественности в единой системе. Патриотическое воспитание в самом широком смысле – это постоянная направленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по становлению и развитию у граждан страны высокого уровня патриотического сознания. В узком смысле ученые определяют патриотическое воспитание как постоянную и направленную деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания. В содержание патриотического воспитания входят такие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, своей малой родины; проявление познавательного интереса и уважения к прошлому и настоящему своей Родины, к традициям и обычаям своего народа; чувство национального достоинства; активная творческая деятельность на благо Отечества.
Рассмотрены формы и методы патриотического воспитания в школе: на уроках и внеурочной деятельности применяются следующие методы: рассказ, беседа, работа с книгой; методы практической передачи и тактильного, восприятия: репродуктивные упражнения, лабораторно–опытная и творческая работа. В последнее десятилетие проблема сохранения и развития здорового образа жизни приобрела статус приоритетного направления. В этом аспекте трудно переоценить и оздоровительное значение туристско-краеведческой деятельности. На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, снимают нервное напряжение.
Ни для кого не является секретом, что туристско-краеведческая деятельность, которой занимаются школьники, нужна и полезна, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся – идет интенсивное умственное развитие. Педагоги понимают, что здоровый образ жизни – это норма, а регулярные занятия спортом, кроме благотворного влияния на здоровье школьника, формируют его характер, учат преодолевать жизненные трудности.
По результатам констатирующего этапа исследования разработана программа туристско-краеведческой деятельности. Предлагаемая к рассмотрению образовательная программа «Туристско-краеведческая деятельность как средство обновления содержания в воспитательном и образовательном пространстве школы» - авторская. Направленность программы – туристско-краеведческая. Идея данной программы в соединении, синтезе туристских знаний, опыта и навыков экологического, краеведческого и туристического обучения, в развитии исследовательской деятельности, создании условий для формирования всесторонне образованного участника краеведческого туризма. Программа «Туристско-краеведческая деятельность как одна из основ патриотического воспитания детей в школе» актуальна потому, что реализация программы позволяет представить «качественный продукт» деятельности на выходе, так как в ходе реализации программы ведется обучение основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания и формируются умения и навыки творческого, исследовательского изучения окружающего мира средствами активного туризма и краеведения.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Агапова Г.В. Комплексный подход к патриотическому воспитанию: монография – Воронеж, 2014. 130 с.
2. Алиев М.Н. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Проблемы подготовки студентов к инновационной деятельности. – Махачкала, 2010. 130 с.
3. Белоусов Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. –М., 2014. – С. 8–41.
4. Вырщиков А. Н. Военно–патриотическое воспитание молодежи. – Волгоград : ПринТерра, 2018. 152 с.
5. Героева Л.М. О патриотическом воспитании младших школьников в новой России // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. – М.: Просвещение, 2016. 182 с.
6. Дыбина О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания // Начальная школа от А до Я. –2009. – № 2. – С 5–54.
7. Дубровин, В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования – М.: МГПУ, 2015. 150 с.
8. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. – Челябинск: ЧелГУ, 2010. 383 с
9. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников – М.: Айрис-пресс, 2015. 64 с.
10. Кусмарцев М. Б. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. 156 с.
11. Козлова Е.Ю. Патриотическое воспитание учащейся в современных условиях // «Начальная школа от «А» до «Я». – Москва. 2017. №2. С.5–56.
12. Константинов Ю.С., Рыжков В.М. - Программа детского туристского объединения «Пеше-лыжный туризм». М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2015. 148 с.
13. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование– М.: Юрайт, 2016. 463 с.
14. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: моногр. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. М.: Армпресс, 2016. 169 с.
15. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей. – Минск: Народна асвета, 2011. 129 с.
16. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.
17. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2015. 87 с.
18. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе – М.: Педагогика, 2017. 129 с.
19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 2015. 896 с.
20. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. 176 с.
21. Смирнов Д.В. Типовая программа Юные туристы-краеведы – ЦДЮТиК МО РФ, 2015. 126 с.
22. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1990. – Т. 1. 416 с.
23. Харламов И. Ф. Педагогика. – Мн. : Гардарики, 2017. 519 с.
Читать дальше