Современное состояние мировой экономики в целом и национальной, в частности, диктует необходимость вступления различных субъектов права в международные правоотношения, в отношения, осложненные иностранным элементом. На этапе глобализации и международной интеграции важную роль играют ряд сфер, среди которых и налоговая. В условиях ведения бизнеса, наличия имущества на территории двух и более государств, последние начинают конкурировать между собой на основании притязаний обоих государств на налогообложение того или иного имущества. Многократное обложение налогом одного объекта (базы) налогообложения является причиной налоговой дискриминации, которая порождает различные формы уклонения от уплаты налогов. А это уже, в свою очередь, является мощнейшим негативным фактором экономики любого государства, в том числе и отечественной.
Однако двойное налогообложение как явление современного мира неизбежно и может рассматриваться как объективная реальность. Решается данная проблема в основном по двум направлениям: устранение двойного налогообложения путем передачи права взимать налоги с субъектом одному государству, либо устранение, уменьшения его негативных последствий. Кроме того, одним из способов разрешения подобной ситуации создание правовых норм, как на уровне национального законодательства, так и в международных источниках.
При формировании таких норм, государства, с одной стороны, исходят из собственных интересов, определяя наиболее выгодный путь, в том числе и обеспечение более значительных поступлений в бюджет соответствующей страны, с другой – в современных условиях, каждое государство понимает, что должно «поступиться» определенными своими интересами, во-первых, с целью защиты интересов налогоплательщиков, а во-вторых, с целью продолжения дальнейшего сотрудничества и включения в международную экономику. Суверенные государства используют не только механизмы международного сотрудничества, но и внутригосударственные меры, при которых, например, страна резидентства может предоставить право на вычет сумм налогов, уплаченных за рубежом, и наоборот. Что касается международных договоров, то государства в их идут на взаимные уступки в сфере международного налогообложения таким образом, чтобы получилось справедливое распределение прав по налогообложению между договаривающимися государствами.
В данной исследовательской работе были рассмотрены понятие и сущность основных категорий, касающихся института избежания двойного налогообложения и предотвращение уклонения от уплаты налогов. К таковым относится понятие «налог», «двойное налогообложение» и другие. Выявлены основные причины возникновения международного двойного (многократного) налогообложения, а также определена связь между уклонением от уплаты налогов и международным налогообложением. Кроме того, были рассмотрены понятие и виды источников правового регулирования в сфере избежания двойного налогообложения и предотвращение уклонения от уплаты налогов.
Также выявлены односторонние меры, принимаемые государством с целью создания условий избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, которые отражены в национальном законодательстве. В работе исследованы основные источники международного налогового права по данным вопросам (решение международных организаций, международные договоры, решение международных судов) и рассмотрены основные монистическая и дуалистическая концепции соотношения внутригосударственного и международного права.
Подводя итоги данному исследованию, следовало бы отметить, что уклонение от уплаты налогов и двойное налогообложение - две крайности, которые в итоге негативно сказываются на тех или иных субъектах налогового права. В первом случае негативные последствия испытывает государство, а во втором - налогоплательщики. В свою очередь, проблема двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов, возникая как объективная необходимость, все же требует комплексного решения на уровне национального законодательства, учитывая выработанные в науке и представленные в работе способы устранения данной проблемы, а также на международном уровне в форме сотрудничества различных государств. Совершенствование международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, заключенных как РФ, так и любой другой страной, направлено, во-первых, на недопущение оттока капитала и связана с деофшоризацией экономики, во-вторых, на гармонизацию и унификацию двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения участвующих в соответствующих объединениях стран. Относительно современных тенденций стоит обратить внимание на то, что для того, чтобы правила отдельных государств в налоговой сфере соблюдались и всё функционировало как совершенный механизм, государства, в лице его органов, должны сотрудничать, в том числе и на основе двусторонней и многосторонней нормативно- правовой базы, позволяющей прибегать к помощи государств-партнеров по соглашению с целью сбора налогов. В реалиях современного мира почти все страны (как минимум развитые и развивающиеся) втянуты в мировое сообщество, не взаимодействовать в рамках которого невозможно.
При этом финансовый аспект является достаточно важным для такого взаимодействия. И, как следствие, вопрос о международном налогообложении актуален как никогда.
Тенденция в данной сфере прослеживается следующая: широкое сотрудничество стран между собой, в том числе и сотрудничество, затрагивающее вопросы налогообложения, приводит к усложнению таких отношений, появлению различных схем сокрытия денежных средств, избежания такого бремени.
Последнее в свою очередь приводит к тщательной регламентации сферы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов и к вытекающим из этого проблемам.
Такие проблемы невозможно решить усилиями отдельных государств, поэтому огромное значение приобретает совместная выработка государствами норм, регулирующих двойное налогообложение на международном уровне. В том числе и в перспективе представляется невозможным отсутствие объединения усилий в решении данного вопроса.
На основе сформулированных тенденций развития последних лет, были рассмотрены основные направления и перспективы развития правового регулирования избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов.
Для более полного и тщательного изучения данная сфера условно была поделена на два уровня (международный уровень регламентации и внутригосударственный). К перспективам развития правового регулирования можно отнести регламентацию двойного обложения на уровне многочисленных сообществ таких, как ЕС, ЕАЭС и другие, в том числе и на уровне вновь созданных.
В третьей главе данного исследования уже поднимался вопрос об основных направлениях, перспективах развития избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, а также заимствовании определенного опыта зарубежных стран и построение новой системы правового регулирования.
Во-первых, с учетом политического курса на экономическое, политическое и торговое сотрудничество с рядом стран азиатско-тихоокеанского региона стоит обратить более пристальное внимание на договорное сотрудничество с данными государствами, тщательнее анализировать договоры об избежании двойного налогообложения и обмене информацией, создавать благоприятные условия для инвестирования в отечественную экономику.
Во-вторых, пересмотреть ранее заключенные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов с учетом принятых международных актов на предмет соответствия им, а в случае несоответствия внести соответствующие изменения. В практическом плане неплохо было бы рассмотреть возможности обращения существующих невыгодных для России на сегодняшний момент договоров по модели ОЭСР в свою пользу путем изменения внутреннего отечественного законодательства. В случае отсутствия таких возможностей - отказаться от модели договора ОЭСР и перейти на собственную модель, близкую к модели договора ООН, и перезаключить существующие договоры.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи – выполнены. Проблемы международного двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов принимают глобальные масштабы, которые необходимо разрешать совместным усилием всех стран мирового сообщества.