Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов.
Российская Федерация, традиционно претендуя на роль активного созидателя в вопросах формирования устойчивых правовых механизмов, уже на протяжении нескольких лет совершенствует национальное законодательство, постепенно определяя новые тенденции развития в основных его отраслях.
Необходимо заметить, что причиной этому служат не только постоянно изменяющаяся реальность, но и очевидные проблемы, с которыми наша страна стала сталкиваться вследствие того, что созданная экономическая модель требует последовательного развития всего законодательства, а не только той её части, которая затрагивает вопросы предметного регулирования.
Несмотря на сказанное, современное российское уголовное законодательство, особенно затрагивающее отношения экономического и предпринимательского характера, стало пополняться новыми формами правового воздействия, по сути меняя систему уголовного права, в том числе и в части формирования определенных начал, дающих возможность подменять строгость в вопросах выбора ответственности за общественно опасные деяния иными мерами, позволяющими, в свою очередь, достичь большего результата, как в сохранении баланса общего экономического развития, так и в части соблюдения принципа частной превенции, присущего уголовному праву.
Авторы различных исследований относят подобные тенденции к одному из основных способов последовательного (осмысленного) воздействия на отношения, связанные с их регуляцией посредством использования норм уголовного законодательства на современном этапе.
Более того, большая часть последних исследований на этот счет показала, что причины снижения уровня преступности в некоторых сферах стали возможными именно благодаря применению указанного способа. Примером такого положения дел могут служить последние изменения в уголовном законодательстве, регулирующем налоговые правоотношения, которые коснулись тех граждан, которые не произвели налоговые начисления в определенной сумме, но могут это сделать до вынесения приговора судом (в ходе судебного процесса).
Детально исследуя последствия новых витков развития уголовного законодательства в нашей стране, следует отметить, что основными тенденциями развития данной отрасли стали меры по её гуманизации, в особенности, нашедшие свое выражение в декриминализации некоторых преступлений, а также расширении оснований для освобождения от уголовной ответственности и амнистии.
Подтверждением указанной тенденции служат недавние инициативы Верховного суда РФ, связанные, прежде всего, с продвижением идеи внесения в уголовное законодательство такого понятия как «уголовный проступок». В частности, высшей судебной инстанцией был подготовлен законопроект, предусматривающий возможность избежать уголовной ответственности за различные преступления небольшой и средней тяжести, при условии, что лицо совершило их в первый раз. Всего, с учетом позиции Верховного Суда РФ, изложенной в данном законопроекте, предлагается частично декриминализовать более ста составов преступлений, при этом под его действие могут попасть, прежде всего, те, кто допускал нарушения в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Однако, можно выразить уверенность в том, что не все инициативы будут поддержаны, поскольку причины их выдвижения не в полной мере согласуются с теми целями, которое возлагает государство на органы уголовного преследования. В частности, если рассматривать историю введения положений, позволяющих освобождать от ответственности тех граждан, которые попали под уголовное преследование по статьям за нарушение налоговых обязательств (ст. 76.1 Уголовного Кодекса РФ), то здесь тенденция введения указанных изменений указывает на то, что их причиной скорее является не сложности, с которыми объективно сталкиваются налогоплательщики, а личный интерес последних.
Анализ вопроса должного исполнения своих обязанностей в сфере предпринимательства и коммерческого интереса с различных позиций (обоснованности, своевременности, соразмерности и др.) нередко приводит исследователей к пониманию о необходимости защиты функционирования экономики, что, как следствие, сводится к формированию не просто новых правил регулирования указанной сферы, но и последовательному созданию различных санкционных механизмов, направленных на защиту, прежде всего, интересов её участников. И это представляется закономерным с позиции о том, что современная отечественная бюджетная сфера, логично находясь в ощутимой зависимости от продуктивности налоговых сборов, большая часть которых приносит именно коммерческая деятельность, де-факто, пока еще не обладает достаточной устойчивостью в вопросах предотвращения негативного влияния на предпринимательство в целом.
Отдельное внимание сегодня уделено практике использования основания освобождения от уголовной ответственности при условии возмещения вреда в размерах, установленных государством, в частности, при совершении преступлений в сфере налогообложения, в частности, перспективы её применения затрагивали положения ст.ст. 198 - 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, ответственность по которым, согласно ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, не наступает для лиц, впервые совершивших указанные деяния, а также при обязательном условии, что ущерб, причиненный действиями таких лиц в результате преступления, на момент вынесения решения о виновности, возмещен в полном объеме.
Немаловажно будет отметить, что на данный момент возникают трудности, связанные с особенностями толкования примечаний к статьям 198199.1 УК РФ, где уже содержатся указания на возможность освобождения от ответственности, и определяющих размеры ущерба, подлежащего возмещению. Нужно заметить, что особенностью данных примечаний стало то, что, несмотря на включение оснований, предусмотренных ст. 76.1 УК РФ в Общую часть УК РФ, их действие не имеет приоритета над теми, которые заложены законом в указанных статьях его Особенной части. Доказательством такого приоритета являются относительно недавние изменения действующего уголовного законодательства, затронувшие содержания примечаний, последствием которых стала соответствующая судебная практика.
Подводя итог можно отметить, что в настоящее время, одной из наиболее ярко выраженных тенденций в отечественном уголовном законодательстве стала его гуманизация. Об этом свидетельствует тот факт, что круг оснований для освобождения от уголовной ответственности в вопросах регуляции экономических отношений продолжает пополняться новыми основаниями. С одной стороны, законодатель, преследуя цель максимально продуктивно влиять на отношения между государством и бизнесом, старается избавить последних от неблагоприятных последствий, связанных с привлечением к уголовной ответственности, с другой, оставляет за государством право считать нарушения в указанной сфере крайне негативными для бюджетной сферы.