Введение 3
Глава 1. Теоретические основы становления и функционирования транснациональных корпораций 5
1.1. Причины создания, виды, последствия деятельности транснациональных корпораций 5
1.2. Выбор организационно-правовой формы филиала: экономические и политические предпосылки 7
1.3. Модели прямых иностранных инвестиций в теории транснационализации 9
Глава 2. Анализ процессов транснационализации в мире 14
2.1. Обзор ведущих транснациональных компаний мира 14
2.2. Транснациональные компании развитых стран: причины выхода на зарубежные рынки 17
2.3. Транснациональные компании развивающихся стран: доступные сегменты и способы создания преимуществ 20
Глава 3. Перспективы развития транснациональных компаний России 26
3.1. Российские транснациональные компании: сравнительные и конкурентные преимущества 26
3.2. Будущее российских транснациональных компаний: возможности учета опыта зарубежных компаний в совершенствовании своей деятельности 30
Заключение 36
Библиографический список 38
Читать дальше
Транснациональная компания представляет собой компанию с фили-алами в других странах мира. Процессы глобализации способствуют узнаваемости мировых компаний и брендов, появляются новые перспек-тивные рынки, что в целом способствует развитию ТНК в современном мире. Российская Федерация является одним из наиболее перспективных рынков для инвестиций зарубежных компаний.
Существуют две основные формы реализации транснациональной компании в другой стране – филиал и дочерняя компания. Филиал являет-ся частью иностранной компании, он подчиняется ее структуре, местным нормативно-правовым актам и так далее. Филиал — это часть иностран-ной организации, которая не является частью национального права при-нимающего государства. Дочерние компании являются самостоятельным субъектом права, имеют свои особенности и отличия от материнской ком-пании, могут иметь другое название и т.д. Глобализация, интеграция меж-дународного права и экономики, развитие международных компаний рождают потребность правового регулирования транснациональных кор-пораций.
Транснациональные компании развитых стран занимают ведущие позиции на рынке практически во всех сферах. Это объясняется их плате-жеспособностью и возможностью спонсировать научные разработки, и влиянием на более мелкие компании с возможностью поглощения. В по-следнее время наблюдается тенденция смещения фокуса внимания ведущих ТНК с промышленности, ресурсной экономики на электронные техноло-гии, научные разработки и т.д.
Анализ ТНК развивающихся стран показал, что они способны кон-курировать с ТНК развитых стран в основном за счет знания специфики своего рынка, своих потребителей. На практике необходимым условием успеха можно назвать сотрудничество с уже существующими корпорация-ми, а также использование грамотной маркетинговой стратегии и выход на зарубежные рынки (не обязательно менее успешных стран). В этой связи актуальными становятся вопросы стратегического партнерства и взаимо-действия, выбора зарубежных рынков и инструментов международного маркетинга.
В настоящий момент развитие российских ТНУ тормозит текущая политическая и экономическая обстановка, «благодаря» которой страна не только имеет нестабильную валюту и снижение доходов в бюджет и эко-номику, но и неблагоприятное отношение к России и ее разработкам (в пример можно привести отношение к российской вакцине от коронавиру-са). В основном перед российскими компаниями стоит задача превосход-ства над иностранными конкурентами и импортозамещение, что предпола-гает развитие технологий, маркетинговых мероприятий, совершенствова-ние системы управления персоналом и т.д. По мнению автора, в нынешний период санкций и своего рода экономической изоляции целесообразнее использовать для реализации источников «внутреннего» развития. В бу-дущем это будет только способствовать расширению международного влияния на зарубежных рынках. Также необходимо сказать о роли госу-дарства в развитии российских ТНК за рубежом. Будучи главным залогом хорошего инвестиционного климата, привлекательного налогового зако-нодательства и т.д., государство должно создавать ряд дополнительных мер поддержки выходящих на иностранный рынок компаний. Однако в первую очередь, наибольшую активность должны проявить высшие слои менеджмента крупных компаний и российские предприниматели, чья дея-тельность будет направлена на повышение конкурентоспособности рос-сийских ТНК, создание и развитие компаний, чья деятельность будет раз-ворачиваться в различных секторах экономики, в которых Россия, на дан-ном этапе развития, отстает от развитых и развивающихся государств.
Читать дальше
1. Бобина М. Стратегические межфирменные альянсы // Мировая экономика и МО. – 2012. – 197 с.
2. Губайдуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятель-ность ТНК и глобализация // МЭ и МО. – 2013. – № 2. – С. 42-68.
3. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Международные компании: масштабы, структура и тенденции развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. Том 8. № 10А. – С. 400-412.
4. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Международные компании: масштабы, структура и тенденции развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. Том 8. № 10А. – С. 400-412.
5. Капустина Л.М., Фальченко О.Д. Транснациональные корпорации: Роль в экономическом развитии России. Екатеринбург: УГЭУ, 2015. – 166 с.
6. Киреев А.П. Международная микроэкономика: Учебник. – М.: Междунар. отношения, 2013. – 712 с.
7. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учеб-ник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 423 с.
8. Королев В. Использование межфирменного сотрудничества в развитии инновационных процессов // Проблемы теории и практики управления. - 2015. № 3. - С. 96–100.
9. Кузнецов А.В. Два вектора экспансии российских ТНК – Евро-союз и СНГ // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. № 2. С. 95–102.
10. Курицын М.А. Перспективы транснационализации российских компаний. Colloquium-journal. – 2020. № 6-8 (58). – С. 22–24.
11. Ларченкова Э.В. Транснациональные корпорации: понятие, виды и функции. Актуальные научные исследования в современном мире. –2020. № 8-5 (64). – С. 48-50.
12. Либман А. М., Хейфец Б. А. Экспансия российского капитала в страны СНГ. М.: Экономика, 2006. – 367 с.
13. Машкина Н.А., Белоусова Л.С. оценка инвестиционного клима-та в России. Известия Юго-Западного государственного университета. - 2016. № 6 (69). - С. 158-166.
14. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России. // Экономист. – 2013. – № 4. – С. 39-45.
15. Мозговой А.И. Формирование конкурентных преимуществ российских транснациональных корпораций в условиях глобализа-ции. Управление. - 2019;7(3). – С. 30-37.
16. Перегудов С.П. Транснациональные корпорации на пути к корпоративному гражданству // Политические исследования - 2004. - № 3. - С.95-103.
17. Ромашкин Т.В. Становление и развитие ТНК в условиях глоба-лизации. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2016. − 160 с.
18. Сагидуллин А.А., Коновалова М.Е. Формы реализации интере-сов основных участников процесса прямого иностранного инвестирования. Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных тру-дов. - 2018. № 1. - С. 156-162.
19. Сергеева О.Ю., Качалкина К.Г. Анализ инвестиций НИОКР в нефтегазовом секторе ТЭК России // Экономика, управление, финансы: Материалы IY международной научной конференции (Пермь, апрель 2015 г.). Пермь, 2015. – С. 55-59.
20. Современные транснациональные корпорации: экономико-статистический справочник / [И. Л. Бубнов, Е. В. Васильева, В. Н. Дахин и др.]; под ред. Г. П. Солюса. М.: Мысль, 1983. – 246 с.
21. Токаева С.К., Журавлёва В.В. Современные тенденции разви-тия транснациональных корпораций. Научные Известия. - 2016. № 5. - С. 66-71.
22. Юданов А. Ю., Хесин Е. С. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. М.: Финансы и статистика, 1991. – 191 с.
23. Юханаев А.А. Критический анализ роли и оценка деятельности зарубежных ТНК в экономике России. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. – 2013. – 362 с.
Читать дальше