Введение 3
Глава 1 Философские концепции антропоцентризма эпохи Ренессанса
1.1 Идеал человека в философии Возрождения 4
1.2 Основания достоинства человека в понимании мыслителей эпохи Ренессанса 5
Глава 2 Ренессансное понимание человека и особенности его изображения
в искусстве 8
2.1 Гуманистический идеал человеческой личности периода Возрождения 8
2.2 Человеческий образ в изобразительном искусстве Ренессанса 10
Заключение 13
Список использованных источников и литературы 14
Читать дальше
В дальнейшем европейская философия пошла по пути поиска тех сил человека, которые могли бы облагородить человеческую натуру, укрепить слабость человека, сдержать низкие проявления.
Этой силой видели разум. Поэтому путь человека к достойной жизни видели через развитие его разума. Новоевропейские философы, просветители, немецкие классики — все занимались изучением прежде всего возможностей разума, так и оставив в возрожденческом прошлом заманчивый образ могущественного человека-творца. Очень притягательный образ, но так и не осмысленный из-за своей мощи, как созидательной, так и разрушительной.
Не вызывает сомнения, что опыты Возрождения всё ещё нуждаются в осмыслении, ведь нужно учитывать, что современное понимание человека-творца сводится скорее к пониманию человека-автора, который старается поставить свою подпись, свой знак авторства везде, где может.
Такая ситуация создаѐт иллюзию, что современный человек, несомненно, является творцом. Но Возрождение уже наглядно показало, что границ в творческом безумии и извращении у человека нет, особенно если мы позволяем себе видеть мощь бога в каждой индивидуальности.
Тем более стоит искать вдохновения в культуре Возрождения из-за того, что современная европейская культура, распространяющая свои ценности по всему миру, видит в человеке его разум, его права, его тело, его эго, но избегает глубокого постижения духовности цельного человека.
Может быть, как раз изучая эпоху Возрождения, в которой материальные и духовные устремления человека рассматривались как единый «бульон», из которого вырастает достоинство, мы сможем найти тот недостающий нам сейчас вектор внутренней работы по достижению достоинства своей личности.
Читать дальше
1.Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. - URL: https://bookscafe.net/read/uchebnik- antologiya_filosofii_srednih_vekov_i_epohi_vozrozhdeniya-31494.html#p1.
2.Бранский В.П. «Искусство и философия». - Калининград: «Янтарный сказ»,2000. – 704с.
3.Гарифуллина Р. С. Этический идеал как критерий духовно-нравственного воспитания. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/eticheskiy-ideal-kak-kriteriy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya.
4.Гуревич П.С. Философия человека. – М.: ИФРАН, 1999. –216с.
5.Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
6.Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. - Саратов: Изд-во Саратовского Университета, - 1988. - Часть 2. - с. 8-68.
7.Монтень М. Опыты. Т. 1. - М.: Наука, 1979. - 703 с.
8.Паскаль Б. Мысли. - СПб.: Азбука-классик,2004. - 336 с.
9.Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. - М.: Искусство, - 1962. - Т. 1. - с. 506—514.
10.Энциклопедия замечательных людей и идей. Великий ученый эпохи Возрождения. - URL: http://www.abc-people.com/data/leonardov/014pic.htm.
11.Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1989. - с. 152.
Читать дальше