Введение 3
Глава 1. Исторические причины и теоретические предпосылки возникновения скептицизма 5
1.1 Три периода скептицизма 5
1.2 Догмат античного скептика 11
Глава 2. Скептицизм как направление античной философии 14
2.1 Основатель древней скептической школы 14
2.2 Скептицизм как теоретическое обоснование индивидуализма 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Читать дальше
Скептицизм - третье важное философское направление эллинистической эпохи - существует с конца четвертого века. до н.э по III веку. ОБЪЯВЛЕНИЕ Крупнейшие представители этого направления - Пиррон (365–275 гг. До н.э.), Карнеад (около 214–129 гг. До н.э.), Секст Эмпирик (вторая половина II века нашей эры).
Основываясь на положениях Гераклита об изменчивости, текучести мира, отсутствии четкой определенности, скептики делают вывод о невозможности достижения объективного знания о мире, а, следовательно, о невозможности рационального обоснования человеческого поведения. Единственно правильный образ действий в этих обстоятельствах - воздержание от суждений как средство достижения атараксии (безразличия ко всему внешнему). Но поскольку жить в состоянии абсолютного молчания и бездействия практически невозможно, мудрый человек должен жить по законам, обычаям или благоразумию, понимая, что такое поведение не основано на какой-либо твердой вере.
Скептицизм, который, хотя и оставался верным своей исходной позиции, претерпел значительные изменения в процессе развития: требовательный моралистический скептицизм Пиррона нашел свое применение после многих столетий в позитивистском эмпиризме.
Древний скептик вовсе не нигилист, он живет так, как ему заблагорассудится, принципиально избегая необходимости что-то оценивать.
Скептик находится в постоянном философском поиске, но убежден, что истинное знание в принципе недостижимо. Бытие проявляется во всем разнообразии своей текучести (вспомните Гераклита): как будто есть что-то определенное, но здесь оно исчезает. Скептики в этом отношении указывают на само время, оно есть, но его нет, «схватить» его нельзя. Нет никакого устойчивого смысла.
Древний скептик отвергал узнаваемость жизни. Для поддержания внутреннего покоя человеку нужно много знать из философии, но не для того, чтобы что-то утверждать или, наоборот, утверждать (каждое утверждение - это отрицание, и, наоборот, каждое отрицание - это утверждение).
Мудрым скептикам лучше помолчать. Его молчание - философский ответ на заданные ему вопросы. Воздерживаясь от некоторых соображений, скептик остается спокойным. Молчание скептика можно считать мудрым выходом из ситуации, но его нельзя рассматривать как пустоту мыслей.
Все подвижно, так что живите так, как хотите, принимайте жизнь в ее непосредственной данности. Человек, который многому научился, не может следовать строго однозначным мнениям.
Античный скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с жизненными трудностями без своего логического и идеологического осмысления. Молчание - это также своего рода конец философских поисков и указание на необходимость новых усилий.
Читать дальше
1. Maмapдaшвили M.K. Лeкции по aнтичнoй филocoфии / Maмapдaшвили M.K. – M., 1997. – 364 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов / Алексеев П.В., Панин А.В. - М.: ТЕИС, 1996. – 362 с.
3. Асмус В.Ф. Античная философия / Асмус В.Ф. – М.: Высшая школа, 1996. – 622 с.
4. Богомолов А.С. Античная философия / Богомолов А.С. – М.: Издательство МГУ, 1985. – 322 с.
5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / Гайденко П.П. - М., 2000. – 145 с.
6. Гусев Д.А. Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия / Гусев Д.А. - СПБ.: Прометей, 2015. – 255 с.
7. Дёмин Р.Н. Карнеадовский пробабилизм и поздние моисты / Дёмин Р.Н. – СПб., 2000. – 122 с.
8. История философии в кратком изложении / М., Высшая школа, 1989. – 310 с.
9. Лoceв A.Ф. Иcтopия aнтичнoй филocoфии в кoнcпeктивнoм излoжeнии / Лoceв A.Ф. - M., 1998. – 314 с.
10. Лега В.П. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни / Лега В.П. – М., 1991. – 219 с.
11. Лосев А.Ф. История античной эстетики / Лосев А.Ф. – М.: "Искусство", 1979. – 200 с.
12. Переверзенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (Античность, Средневековье, Эпоха Возрождения) / Переверзенцев С.В. - М., 1997. – 200 с.
13. Радугин А.А. Философия: Курс лекций / Радугин А.А. – М.: Владос, 1995. – 205 с.
14. Семушкин А. В. Античный скептицизм. Лекция 1. Пирронизм / Семушкин А. В. - М., 1997. – 200 с.
15. Сокольская М. М. Бесконечное приближение к истине / Сокольская М. М. - М., 2004. – 321 с.
16. Соловьева Г. Г. О роли сомнения в познании / Соловьева Г. Г. - Алма-Ата, 1976. – 255 с.
17. Целлер Э. Очерк истории греческой философии / Целлер Э. - М., 1996. – 231 с.
18. Patric М. M. The Greek Sceptics / Patric М. M. - NewYork, 1929. – 155 р.
19. Popkin R. H. History of skepticism / Popkin R. H. - Encyclopedia of Unbelief. Vol. 2. - Buffalo, 1985. – 362 р.
Читать дальше