ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 Проблема поколений как теоретическое основание исследования конфликтов в образовательной организации......................................................4
1.1. Понятие «поколение» и взаимоотношение между поколениями как социальная проблема.............................................................................................4
1.2. Понятие «разрыв поколений» и его аспекты.............................................9
1.3. Научный интерес к взаимодействию между поколениями........................12
2 Исследование межпоколенческих взаимодействий в образовательной организации..........................................................................................................21
2.1. Влияние культурного разрыва поколений на взаимоотношение в образовательной организации.............................................................................21
2.2. Негативные и позитивные последствия межпоколенческих взаимодействий в образовательной организации..........................................23
2.3.Способы снижения уровня культурного разрыва между поколениями..........................................................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................31
Читать дальше
В условиях современного развития общества проблема взаимоотношений поколений обострилась, что вызвано противоречием между высокими темпами исторического и социально-экономического развития и отсутствием адекватных механизмов преемственности ценностных основ и культурные традиции, переходящие в конфигурируемость. В силу этих обстоятельств проблемы межличностного общения и взаимопонимания как составляющих профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности предполагают поиск новых форм взаимодействия поколений. Недостаточный уровень межличностного общения при реализации межпоколенческого взаимодействия в профессиональной среде приводит к внутриличностным конфликтам. Педагогическая сфера деятельности в этом плане не исключение: материальные разочарования в избранной профессии у молодежи и эмоциональные - у старшего поколения, вызванные темпами развития информационных технологий и цифровизации в образовании. Эти обстоятельства актуализируют необходимость поиска путей гармонизации взаимодействия поколений через создание дополнительного институционального пространства, способствующего реализации творческого потенциала представителей всех поколений. Восстановление симметрии взаимодействия поколений и их преемственности становится приоритетной задачей молодежной политики любого государства, которая должна реализовываться на всех уровнях функционирования образовательной сферы.
Эти факты позволяют констатировать наличие в процессе консультационного сопровождения обучения учителя в непрерывном режиме непосредственно на рабочем месте диалога представителей единого социального сообщества: учителей-единомышленников, которые в процессе реализации это, не относят себя к принадлежности к определенному поколению. Соответственно, диалогичность межпоколенческого взаимодействия посредством консультирования предполагает личное самоопределение участников ценностных ориентаций и их реализацию через принятие согласованных норм. Принимая во внимание выявленные межпоколенческие особенности (ценностные концепции и культурные нормы), разницу в возрасте клиентов и неоднородный образовательный уровень в организации консультационной деятельности для поддержки непрерывного образования учителя, мы считаем целесообразным совместить онлайн и автономные способы работы. Такой подход позволяет каждому преподавателю-клиенту определять свой (свободный) график участия в реализации консультационного процесса по профессиональному образованию, самостоятельно определять собственный уровень компетентности и позицию участия в обсуждении выбранной им проблемы в виде игровое моделирование. Присущее молодому поколению новаторство будет постоянно разрушать условно сложившуюся симметрию взаимодействия со старшими поколениями. Однако понимание старшими поколениями того, что любые изменения (в том числе инновационные и не очень инновационные) всегда основаны на опыте предыдущих поколений, сформированном в процессе консультационной поддержки педагогического образования, ведет к развитию унаследованной деятельности и ценности, их реализация в новых исторических и социально-экономических условиях.
Читать дальше
1. Бритвина И.Б. Трансформация культурных практик: коммуникации между поколениями // Социологические исследования. 2016. С. 111-117.
2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 240 с.
3. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2017. № 10. С. 42–48.
4. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. №3 (27). С. 150–159.
5. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. М. : Голос, 2001. 250 с.
6. Иконникова С.Н. Теоретико-методологические проблемы анализа молодёжного сознания и поведения // Социология молодёжи. М.: Институт молодёжи, 1995. Кн. 1. С. 25–49
7. Калачева, И.И., Дмитриева О.Е. История и теория коммуникации: учеб.- метод. комплекс. Минск: БГУ, 2017. 240 с.
8. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформаций российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 14 -24.
9. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / пер. с англ. М. : Наука, 1988. 280 с.
10. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. №1 (1). С. 94–97.
11. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002. 250 с.
12. Савельева И.М., Полетаев А.В. Смена поколений // История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. C. 360–371.
13. Садыкова Х.Н. Системный анализ межпоколенческих взаимодействий. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20225 (дата обращения: 24.01.2021).
14. Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2003. М.: Институт социологии РАН, 2018. С. 213–237.
15. Социология молодёжи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2016. 220 с.
16. Терещенко О.В. Международная программа «Поколения и гендер» // Социология. 2018. № 2. С. 76-85.
17. Хайруллина Н.Г., Садыкова Х.Н. Межпоколенческая организация современного общества: региональный анализ // Российское общество 2010-х годов: связь времен и поколений: монография / науч. ред. и сост. канд. социол. наук, доцент О.М. Максимова. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2017. С. 76-86.
18. Хайруллина Н.Г., Сайфуллин Ф.Ф. Межэтнические браки: кросскультурный анализ // Северный регион: наука, образование, культура. – 2018. - № 2 (28). С. 162-165.
19. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. - N.Y. : Broadway Books, 1997. 382 р.
20. Ustinova O.V., Khairullina N.G. Family and marriage values devaluation as the reason of decrease in birth rate // Life Science Journal 2014. 11 (8s). Р.3
Читать дальше