Введение 3
1. Читательское восприятие как основа анализа 5
2. Ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, В.Г. Маранцман о взаимосвязи восприятия и анализа. 8
3. Три этапа читательского восприятия и разные методические приемы анализа с учетом возрастной эволюции читателя 12
Заключение 14
Список использованных источников 16
Читать дальше
В ходе изучения данной темы мы пришли к выводу, что восприятие является не столько обыкновенным процессом визуального восприятия информации, сколько активным процессом работы мышления. В ходе которого участвуют такие процессы, как побуждение, мотивация, потребность в знаниях и заинтересованность в той деятельности, которая производится. У каждой деятельности, будь то читательский анализ или же нечто иное, должна быть целевая направленность, в соответствии с которой и выполняется данная деятельность, формируется общая адекватная картина мира, которая преломляется через призму каждого из анализируемых произведений искусства. Ведь только когда мы задаём вопросы к тому, что читаем, видим или чувствуем, мы запускаем процесс рефлексии, который позволяет нам переосмыслить некоторые моменты нашей жизни. Эти данные были подкреплены трудами учёных-методистов, использованных в ходе исследования.
Мы определили наличие взаимосвязи между читательским восприятием и анализом, подкрепив эти данные трудами таких учёных методистов, как Выготский Л.С., Беляева Н.В., Никифорова О.И. и др. Выявили этапы формирования восприятия у учащегося школы в процессе работы с литературными произведениями, а также нам удалось проследить влияние уже сформировавшегося восприятия на процесс читательского анализа, и влияние процесса литературного анализа на формирование ещё неокрепшего восприятия мира, в следствие чего у учащегося создаётся целостная картина окружающей действительности. В следствии чего, берусь утверждать, что основные задачи данной работы были выполнены успешно.
В итоге, мы приходим к выводам о том, что восприятие прочитанного произведения учеником строится на анализе, производимом под руководством наставника, будь то учитель, репетитор или любой более опытный и начитанный старший, который поможет ученику с выстраиванием базовой концепции анализа. Она выстраивается всегда на базе наиболее слабых моментов работы ученика, их способности к обучению, навыкам общего и культурного развития, а также прямо взаимосвязано с отношением ученика к объекту, подвергаемому анализу. Данные полученные в ходе исследований о взаимосвязи восприятия и читательского анализа прямо указывают на разницу восприятия произведений учениками в зависимости от их возраста и развития.
Отношение к произведению и качественность производимого анализа напрямую взаимосвязано с общим культурным и духовным образованием ученика. В соответствии со всем вышесказанным, я считаю, что цель работы была достигнута.
Читать дальше
1. Беляева, Наталья Васильевна, диссертация и автореферат по ВАК РФ 13.00.02, Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: Теорет. Основы и практика, 1997.
2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Академия, 2002.
3. Выготский Л.С., Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина.—М.: Педагогика, 1983.—368 с, ил.—(Акад. Пед. Наук СССР), III том
4. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников [Текст] : Метод. Пособие / Ленингр. Гос. Пед. Ин-т им. А. И. Герцена. – Ленинград : [ЛГПИ], 1974. – 176 с
5. Никифорова, Ольга Ивановна. Восприятие художественной литературы школьниками. – Москва: Учпедгиз, 1959. – 206с.
6. Никифорова, Ольга Ивановна. Психология восприятия художественной литературы. – Москва: Книга, 1972. – 152 с.
7. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. – М.:Просвещение, 1985.
8. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. Пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование». – М.: Перо, 2018. – 211 с.
Читать дальше