Введение 3
Глава І. Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое регулирование их статуса 5
1.1 Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации и их виды 5
1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации 10
Глава ІІ. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации 17
2.1 Особенности правового статуса республик Российской Федерации 17
2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения 20
2.3 Особенности правового статуса автономных образований 25
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Читать дальше
Анализ правовой природы субъектов, формирующих Российскую Федерацию, показывает, что все они оснащены Конституцией России в статусе государственных образований, о чем свидетельствуют наличие элементов конституционной власти, их собственное законодательство, территориальный суверенитет и особый характер отношений с федеральным правительством. Если обычные административно-территориальные единицы не имеют правосубъектности в федерации, члены федерации неразрывно связаны с природой государственного союза как субъекта права, во многом идентичного государству в собственном смысле. В настоящее время такой необходимости нет, а также нет политических и правовых оснований для принятия федерального конституционного закона, который позволяет изменять статус субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Это связано с отсутствием дополнительных прав, предоставленных этому субъекту в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, с опасностью перестройки новой модели разделения субъектов на любые группы в ущерб принципу равенства субъектов Российской Федерации. В сферу исключительной компетенции субъектов РФ входит круг полномочий, не отнесенных к компетенции РФ, и полномочия РФ, находящиеся в совместной юрисдикции Федерации и ее субъектов в отличие от других субъектов Федерации, республики признаются государствами. Однако власть в этих штатах не суверенна, республики независимы только в рамках, установленных Федеральной конституцией. У них есть свой язык, гражданство, награды и т. д. Территории, районы и города федерального значения имеют определенную конституционную власть. Они имеют право принимать свои уставы, законы и другие нормативные акты. У них есть своя территория, которую нельзя изменить без их согласия. Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о своем членстве в РФ.
Читать дальше
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993 г. № 237.
2. Акопов, Л.В. Контроль в управлении государством / Л.В. Акопов. – Ростов-на-Дону, 2016. – 311 с.
3. Дудко, И.Г. Проблемы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 8. - с. 41.
4. Кайнов, В.И. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / В.И. Кайнов, Р.А. Сафаров. – Юнити-Дана, 2016. – 159 с.
5. Комаров, С.А. Общая теория государства и права России: учебник / С.А. Комаров. – М.: Юрайт, 2016. – 405 с.
6. Меньшов, В. Л. Конституционное право России: Учебник / В.Л. Меньшов. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2019. — 208 с.
7. Михалева, Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации / Н.А. Михалева. - М.: Юркомпани, 2016. - 368 c.
8. Озиев, Т. Т. Конституционное право: учебное пособие / Т.Т. Озиев. – Юнити-Дана; Закон и право, 2017. – 287 с.
9. Турсунбаева Д. С. Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 148-150. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/179/46412/ (дата обращения: 29.03.2021).
10. Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: монография / И.А. Умнова. – М.: Омега-Л, 2016. – 290 с.
Читать дальше