ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАЦИСТСКОГО РЕЖИМА В ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………..….....4
1.1. Идеология Третьего рейха…………………………………………………...4
1.2. Пропаганда нацистской идеологии………………………………………..….12
Выводы по Главе 1………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ………………………………………………………………...16
2.1. Гитлерюгенд и образование (методы преподавания истории)…………..….16
2.2. Реформы в педагогике……………………………………………………...….36
Выводы по Главе 2………………………………………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………49
Читать дальше
Период Третьего рейха характеризуется тотальным контролем и давлением нацистов на все стороны жизнедеятельности страны, созданием «нового порядка» – фашистской диктатуры. В соответствии с «Новой программой» на первом этапе нацистским правительством была поставлена цель – сплотить немцев в единую «народную общность», что отражает популярный лозунг того времени «Один рейх, один народ, один фюрер!». В конечном итоге идея «народной общности» превратилась в попытку слияния расы и страны, в концепцию расового превосходства и стала, в сущности, антинародной идеей, антинародным режимом. Чтобы сплотить немцев в единую общность, необходимо было сформировать новое поколение, воспитать истинных арийцев, фанатично преданных Гитлеру и его партии. Для осуществления этой важной идеологической и политической задачи предполагалось произвести реформы в системе образования.
Нацисты коренным образом изменили традиционную концепцию немецкого образования, во главе угла которого стояло развитие личности. Нацистская система образования была разработана, чтобы физически и идеологически подготовить все поколение немецкой молодежи для службы государству в военное время. Недаром перед поступлением в вузы абитуриенты должны были пройти годовую трудовую повинность, а с 1935 г. для студентов был возвращен призыв на военную службу. Не удивительно, что при таких условиях университетская система быстро адаптировалась к так называемой нацисткой политике «Gleichschaltung», политике народной общности. «Gleich» означает «равный» и «тот же самый», «schalten» – «переключать». Устранение любого, кто «загрязняет» нацию, – «отключение» (Ausschaltung).
В результате этих реформ все учебные заведения лишились своей самостоятельности. Если ранее университетские ректоры и деканы избирались коллегами-профессорами, то теперь только министр науки и образования единолично имел право назначать их. Кроме того, он назначал руководителей Союза студентов и Союза преподавателей университетов, куда должны были входить все преподаватели. Руководители университетских союзов стали строго контролировать отбор преподавателей и сам процесс обучения, его соответствие нацистским теориям. Лекторам «левых» убеждений, неарийского происхождения, а также женщинам было запрещено преподавать в вузах.
Право учиться и преподавать в вузе определялось, следовательно, политической благонадежностью и чистотой расы. Нельзя забывать, что нацисты унаследовали одну из лучших систем университетского образования в Европе с сильными традициями развития личности, идеями гуманизма и философскими основами, заложенными еще Гегелем, Кантом, Шопенгауэром, Гумбольдтом, Гете, Гейне и др.
Читать дальше
1. Бабина М. С. Высшее образование как инструмент политической власти в Третьем рейхе // Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. №404. – С.54-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-kak-instrument-politicheskoy-vlasti-v-tretiem-reyhe /(дата обращения: 20.02.2021).
2. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. 2 изд., доп. и перераб. М.: 1995. – 412 с.
3. Воропаев С. Энциклопедия третьего рейха. М. : ЛОКИД-МИФ, 1996. – 462 с. URL: http://bookz.ru/authors/sergei-voropaev/reijh_encicl/page-54-reijh_encicl.html/ (дата обращения: 20.02.2021).
4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: 1997.- 278 с.
5. Кузнецов И. Лики войны. Курт Хубер – антифашист, профессор благородства и нравственности, 2019.- 256 с.URL: http://www.pravda.ru/society/ fashion/05-08-2013/1168352-whaite_rose-0/(дата обращения: 20.02.2021).
6. Кунц К. Совесть нацистов. Глава 3: Союзники в академии; Глава 4: Овладение политической культурой. М. : Ладомир, 2007. - 380 с. URL: http://www.krotov.info/lib_sec/18_s/sta/yner.htm/ (дата обращения: 20.02.2021).
7. Роберт Юнг. Ярче тысячи солнц. Повествование об ученых-атомниках / сокр. пер. с англ. В.Н. Дурнева. М., 1961. – 645 с. URL:http://hirosima/scepsis.ru/library/lib_35.html / (дата обращения: 20.02.2021).
8. Розанов Г. Германия под властью фашизма. Глава IV: Идеологическая подготовка германского фашизма к войне. Упадок культуры, науки и образования в фашистской Германии, 2012. - 396 с.- URL: http://www.katyn-books.ru/library/germaniya-pod-vlastyu-fashizma29.html/(дата обращения: 20.02.2021).
9. Третий рейх. Кровавый след. Перевод с немецкого и составление Н. Лаврова. Ростов н/Д: 2000.- 578 с.
10. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. Том 1. Глава VIII. Жизнь в Третьем рейхе: 1933–1937 годы, 2019 .- 398 с. URL: http://www.razlib.ru/istorija/vzlet_i_padenie_tretego_reiha_tom_1/p39.php/ (дата обращения: 20.02.2021).
Читать дальше