В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Легальная дефиниция оружия содержится в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», под которым понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
Современная реальность насчитывает несколько глобальных проблем человечества, и большая часть из них имеет прямую либо косвенную связь с оборотом оружия. Терроризм, вопросы демографии, проблема «севера и юга» и даже окружающей среды связаны со средствами вооружения, в особенности с их незаконным оборотом.
Оружие относится к ограниченно оборотоспособным вещам. Понятие оборота оружия раскрывается законодателем через перечисление его элементов: производство, торговля, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
Осуществление указанных действий с оружием детально регламентируется действующим законодательством, которое устанавливает лицензионный (разрешительный) порядок оборота оружия. Отступление от этих правил свидетельствует о незаконном обороте оружия.
Незаконный оборот оружия обосновано признается главным катализатором преступности, поскольку противоправные действия с оружием и боеприпасами являются факторами, способствующими совершению убийств, разбоев, бандитизма, терактов и других насильственных преступлений.
В целях противодействия незаконному обороту оружия в Российской Федерации принимаются конкретные меры, имеющие общесоциальный и индивидуальный характер.
Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия реализуются органами государственной власти и обществом в целом. Они, как правило, направлены на убеждение, воспитание и применение других методов, с целью ликвидации в массовом сознании культа силы оружия, ориентации на ненасильственные варианты решения возникающих проблем, формирование у населения негативного отношения к применению оружия в незаконных целях.
Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия имею следующие признаки: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность, взаимосвязанность и непрерывность.
Среди общих мер противодействия незаконному обороту оружия особого внимания заслуживают политические, социально-экономические и правовые меры как фундамент всей системы общих мер противодействия преступности.
Политические меры должны быть направлены на нормализацию общественно-политической ситуации в стране и мире, скорейшее разрешение социальных конфликтов в обществе, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту оружия.
Социально-экономические меры противодействия незаконному обороту оружия заключаются в динамичном развитии экономических отношений, повышении уровня благосостояния населения, сокращение масштабов маргинализации общества, снижении чувства незащищенности, невостребованности, создании условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности каждого человека.
Немаловажное значение должно придаваться пропаганде борьбы с незаконным оборотом оружия среди населения, а в особенности среди молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в преступную деятельность. В этих целях разрабатываются и применяются специальные целевые программы, направленные на профилактику преступной деятельности с применением оружия, обеспечение механизма добровольной сдачи незаконно хранящегося у населения оружия и т.д.
Правовые меры противодействия незаконному обороту оружия включают в себя совершенствование уголовного, административного, других отраслей законодательства с целью обеспечения оптимальных условий противодействия различным видам правонарушений, четкую регламентацию деятельности субъектов предупреждения преступности и т.п. Примечательно, что в последние годы на уровне субъектов Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по противодействии. незаконному обороту оружия.
Индивидуальные меры противодействия незаконному обороту оружия направлены на противодействие преступной деятельности конкретного физического лица. В отношении каждого из указанных лиц целесообразно разрабатывать и применять индивидуальный комплекс превентивных мер, содержание которых должно зависеть от психологических особенностей личности, оснований владения оружием, степени их вовлеченности в незаконный оборот оружия и т.д.
К индивидуальным мерам противодействия незаконному обороту оружия объективно относится реализация принципа неотвратимости наказания за незаконный оборот оружия. В случае нарушения установленного порядка оборота оружия виновное лицо привлекается к административной или уголовной ответственности. При этом, если лицо совершило административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия), и в его действия содержатся также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено только к административной ответственности.
Значительным предупредительным потенциалом обладает стимулирование позитивного посткриминального поведения лиц, причастных к незаконному обороту оружия. Лицо, освобожденное из мест лишения свободы, оставаясь без должного надзора правоохранительных органов, социально неадаптированное, не устроенное на работу, не занятое социально полезной деятельностью, представляет опасность для общества, оказывает губительное влияние на свое окружение. В этой связи важное значение приобретает административный надзор за указанными лицами для предупреждения совершения ими в дальнейшем правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота оружия.
Стимулирование позитивного посткриминального поведения лиц, причастных к незаконному обороту оружия, должно включать в себя также формирование толерантности, ответственности, гражданственности профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, формирование навыков выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
В заключение следует отметить, что для достижения эффективности деятельности по противодействию незаконному обороту оружия все рассмотренные выше меры должны применяться комплексно и во взаимосвязи. Общесоциальные меры противодействия незаконному обороту оружия должны усиливаться за счет индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к незаконному обороту оружия.