Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы культуры речи в школе 6 1.1.Понятие и характеристика культуры речи 6 1.2.Условия формирования речевой культуры у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14 1.3. Педагогическая работа по формированию культуры речи на уроках русского языка …………………………………………………..........................22 Глава 2. Формирования письменной культуры речи у младших школьников на уроках русского языка 28 2.1.Содержание и методы формирования письменной речи младших школьников 28 2.2.Совершенствование речевой культуры младших школьников через обучение написанию сочинения 43 Заключение 53 Список литературы 55

Формирование письменной культуры речи на уроках русского языка.

курсовая работа
Педагогика
60 страниц
56% уникальность
2021 год
23 просмотров
Лукьянова О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы культуры речи в школе 6 1.1.Понятие и характеристика культуры речи 6 1.2.Условия формирования речевой культуры у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14 1.3. Педагогическая работа по формированию культуры речи на уроках русского языка …………………………………………………..........................22 Глава 2. Формирования письменной культуры речи у младших школьников на уроках русского языка 28 2.1.Содержание и методы формирования письменной речи младших школьников 28 2.2.Совершенствование речевой культуры младших школьников через обучение написанию сочинения 43 Заключение 53 Список литературы 55
Читать дальше
Актуальность исследования. Дети и школьники овладевают родным языком посредством речевой деятельности, через восприятие услышанной речи и говорение. Учитывая данные факты важно создавать соответствующие условия для развития связной речевой деятельности детей и школьников и возможности выражения своих мыслей.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по языкознанию. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


В этой связи одним из ключевых направлений в обучении и воспитании детей и школьников является развитие их связной речи. На фоне общего снижения качества педагогической работы по развитию речевой культуры возникает объективная необходимость во введении интенсивной работы по формированию речевых компетенций. Задача развития и совершенствования речевой культуры учащихся обусловливает необходимость формирования у школьников набора умений и практических навыков грамотного построения самостоятельного связного письменного и устного высказывания на определенную тему. Центральным императивом в совокупности педагогических задач в работе по развитию речи является формирование у учащихся умений содержательно, грамматически и стилистически грамотно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли. Речь является неотъемлемой частью жизни человека, так как она выполняет ряд функций, например, коммуникативную, сигнификативную, биологическую и т.д. Без речи человек не смог бы получать достаточное количество информации, а также удовлетворять потребность в общении. В условиях воспитания языковой личности остро встает проблема совершенствования культуры речи школьников. Владение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, уместной и воздействующей на собеседника речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности и является одним из важнейших показателей интеллекта человека. Однако последнее десятилетие характеризуется тем, что с каждым годом число детей, не готовых к школьному обучению с точки зрения речевого развития, неуклонно растет. Это связано с разными причинами: с недостаточностью словарного запаса учащихся, с бедностью образно-выразительной лексики, с тем, что современные дети мало читают. Овладение речью - это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Овладение речевой культурой является одним из самых необходимых условий для формирования социально активной личности. Задачи обучения в школе разнообразны. К первостепенной, можно отнести умение четко и ясно излагать свои мысли в свободной устной и письменной форме, правильно говорить, иметь хорошо поставленный голос, уметь выражать свои эмоции с помощью соответствующей интонации, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться. Соответственно, одной из основных задач на современном этапе обучения учащихся мы считаем развитие речевой культуры. Система уроков развития речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. На уровень развития культуры речи влияет окружающая речевая среда, которая дает образцы речи. Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих сейчас перед школой. Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей формирования письменной культуры речи на уроках русского языка. Объект исследования – преподавание культуры речи в школе. Предмет исследования - формирование письменной культуры речи на уроках русского языка. Задачи: 1.Изучить понятие и характеристику культуры речи. 2.Охарактеризовать педагогическую работу по формированию культуры речи на уроках русского языка. 3.Определить содержание и методы формирования письменной речи младших школьников. 4.Рассмотреть совершенствование речевой культуры младших школьников через обучение написанию сочинения. Методологическую базу исследования составила совокупность научных подходов и методов, которые соответствуют содержанию исследуемой проблемы.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. 1.Развитие культуры речи школьников является сегодня важной проблемой образования. Школьное обучение, являясь особым этапом в жизни человека, непосредственно связана с изменением его деятельности и освоением новой социальной роли, предполагающей расширение и совершенствование коммуникативных связей. Решающее значение на этом этапе приобретает формирование у школьников широкого языкового кругозора, воспитание у них уважения к слову, развитие умения свободно пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, формирование коммуникативной компетенции. Успешное решение задачи речевого развития школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка вопросов культуры речи как в теоретическом плане, так и процессе проведения целенаправленной работы по развитию речи учащихся, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков, включая умение правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), точно, понятно и выразительно формулировать мысли в устной и письменной форме, адекватно воспринимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог в соответствии с ситуацией общения и т.д. 2.Сформированная на достаточно высоком уровне культура речи, выражением которой является коммуникативная компетенция, представляет собой не только способность человека к пониманию чужих и порождению своих высказываний, к речевому поведению, адекватному сферам, целям и ситуациям общения, но и знание основных речеведческих понятий: типы и стили речи, строение повествования, описания и рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. 3.Письменная речь – одна из форм существования языка, связанная с устной речью. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации с целью коммуникации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Формирование культуры речи учащихся на уроках русского языка предполагает получение школьниками знаний о речи, ее функциях и развитие умений в сфере таких основных видов речевой деятельности, как говорение, чтение, письмо и аудирование. Главным умением, формируемым в процессе развития коммуникативной компетенции, является умение создавать тексты, которое относится к числу коммуникативных умений. 4.Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Творческие сочинения, как один из основных способов развития культуры речи формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие); могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание); реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – М.: Сфера, 2017. – 96 с. 2.Абрамова Т. Е. Речевой этикет как предмет изучения в лингвистике / Т. Е. Абрамова // Язык, коммуникация и социальная среда. – Воронеж: ВГТУ, 2018. – № 4. – С.93-97. 3.Айвазян О. О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 88-92. 4.Айвазян О. О. Типология ошибок в русской связной письменной речи учащихся начальных классов // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 145-148. 5.Айнетдинова И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект): И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2018. – № 12. – С. 9-17. 6.Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 11.03.2021). 7.Балакай А.Г. Русский речевой этикет. Особенности, сфера применения / А. Г. Балакай. – Новокузнецк : НГПИ, 2017. – 196 с. 8.Баринова Е.В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету / Е. В. Баринова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2018. – 254 с. 9.Бельчикова, В.П. Единые требования к речевому развитию учащихся/ В.П. Бельчикова. – Самара: СИПКРО, 2019.-50 с. 10.Бим И. Л. Культура речи школьников. Обучение диалогу/ И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2016. – 394 с. 11.Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте/ Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. – 238 с. 12.Бондаренко А.А. Орфоэпия и орфография – две стороны правильности речи // Начальная школа. - 2017. - № 2. - С. 36-41. 13.Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2015. – 512 с. 14.Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 538 с. 15.Вербенко Т.Н., Антонова Л. Г. Современные технологии формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников// Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 106-111. 16.Вершинина Н.В. К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции как базового компонента профессиональной коммуникативной культуры личности современного учителя начальной школы // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - № 2. - С. 8-12. 17.Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В. П. Григорьева, И. А. Зимняя, В. А. Мерзлякова и др. - М.: Русский язык, 2015. – 190 с. 18.Винокурова О. С. К проблеме психологии письменной речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2018. – № 67. – С. 362- 364. 19.Вождаева Е.О. Обучение письму и письменной речи в начальной школе. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 320 с. 20.Воронцова Т. А. Культура речи. — Ижевск: УдГУ, 2019. — 141 с. 21.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2016. – 218 с. 22.Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник. - М.: Высшая школа, 2018. - 335 с. 23.Гольдин В.Е. Этикет и речь/ В.Е. Гольдин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2019. – 118 с. 24.Доспанова Д.У. К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи» // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1111-1114. 25.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2018. – 198 с. 26.Зиновьева Т. И. Звуковая сторона речи и произносительная культура // Начальная школа. - 2018. - № 7. - С. 26-31. 27.Зубарева Л.В. Развитие словестно-логического мышления и связной речи младших школьников / Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2017. - 99 с. 28.Измайлова Н.А. Сочинение как основа развития речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2018. – № 1 – С. 164-166. 29.Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, 2018. – 496 с. 30.Капарник Б. В. Речевые умения младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://najournal.ru(дата обращения 11.03.2021). 31.Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку/ Л.Л. Касаткин. - М.: Высшая школа, 2015.- 383 с. 32.Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова //Начальная школа. - 2018. - №10. - С. 44-46. 33.Коростелева Е.Ю. Технология формирование у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2017. - №1. - С.92-97. 34.Котибова Ш.П. Устная и письменная речь в развитии культуры речи учащихся начальных классов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения 11.03.2021). 35.Кузьменкова Ю.Б. Азы вежливого общения / Ю. Б. Кузьменкова. – М.: Титул, 2016. – 201 с. 36.Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 2016. – 210 с. 37.Ладыженская Т.А., Леонович Е.Н. Методика развития речи на уроках русского языка // Начальная школа - 2016. - № 4. - С. 97. 38.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Просвещение, 2016. - 236 с. 39.Леонтьев А.А. Речевая деятельность и психология речи, основы речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2015. – 428 с. 40.Лолуа В. В. Формирование культуры речи школьников в процессе лингво-эстетического анализа художественного текста: дисс…док. пед. наук: 13.00.01. — М., 2015. — 345 с. 41.Львов М.Р. Виды речи // Начальная школа. - 2017. - № 5. - С.76-81. 42.Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы /под ред. Степановой С.В. - М.: Начальная школа, 2017. - 128 с. 43.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2018. - 307 с. 44.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2018. - 464 с. 45.Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н. С. Малетина. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2017. – 192 с. 46.Махмудов Ш.А. Письменная речь как форма речетворческой деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. – № 2. – С. 1408 - 1411. 47.Налимова Т.А. Актуальные вопросы развития речи младших школьников / Т. А. Налимова. – Казань: Бук, 2017. – 118 с. 48.Низаева Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933-935. 49.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 2015. – 944 с. 50.Подлеснова Н.Н. Подготовка учителей по развитию речи младших школьников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2017. - №2. - С. 99-102. 51.Потылико Г.И. Этико-психологические основы общения/ Г.И. Потылико, - М.: Просвещение, 2015. - 295 с. 52.Прозорова А. С. Современные направления педагогической работы по развитию речи младших школьников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения 11.03.2021). 53.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?/ Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 2016. – 76 с. 54.Романова В.А. Развитие речи младших школьников: работа над сочинением по картине // Инновационные исследования: общество, экономика, техносфера. - 2016. - № 6. - С. 11–14. 55.Сафьянов В.И. Этика общения / В. И. Сафьянов. – М.: Мир книги, 2017. – 192 с. 56.Скрябина О. А. Письменная речь как когнитивно-коммуникативная деятельность // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – № 4. – С. 118 - 131. 57.Соколова В.В. Культура речи. Культура общения/ В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 2015. – 212 с. 58.Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. - М., Знание, 2017. – 180 с. 59.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 2013. - 482 с. 60.Солоухина Т.П. Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка / Т.П. Солоухина, О.А. Конусова // Управление начальной школой. – 2018. - № 2. – С. 16-20. 61.Степин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия / В. С. Степин. – М.: Мысль, 2017. – 850 с. 62.Узорова О.В. 300 заданий и упражнений по русскому языку / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Москва: ООО Издательство Астрель, 2017. – 269 с. 63.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 159 с. 64.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: ЛИБРОКОМ, 2019. - 143 с. 65.Шарманова С. Б. Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках в начальной школе / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров // Начальная школа. – 2017. – № 4. – С.38-42. 66.Шатилов А. С. Владение видами речевой деятельности - насколько оно взаимосвязано? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения 11.03.2021). 67.Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2017. – 285 с. 68.Щерба Л.В. Язык и личность/ Л.В. Щерба, - М.: Просвещение, 2019. – 315 с. 69..Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с. 70.Юртаев С.В. Языковое пространство и языковое развитие младших школьников / С. В. Юртаев. – Москва: ФЛИНТА, 2017. - 238 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проблемы учёта и анализа налога на прибыль
Количество страниц:
25
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА  
Количество страниц:
65
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Государственный внешний долг России и его оценка на современном этапе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image