Итак, PR определяют, как «один из вариантов управленческой деятельности, нацеленной на повышение эффективности организации и улучшение ее стратегических перспектив, а также на взаимодействие с людьми, которые необходимы для выполнения этих задач». По существу, это управленческие функции, которые сфокусированы на организации двустороннего общения и повышении пользы от взаимоотношений организации и общества. Построение эффективных связей с общественностью заключается в том, чтобы передавать сообщения, отражающие цели фирмы, и направленные на повышение прибыли, но также и удовлетворяющие потребности аудитории.
Инструментарий пиара обширен: выступление с докладами на конференциях, участие в конкурсах и фестивалях, работа с прессой и разрешение кадровых вопросов.
Целевая аудитория в PR — это не только потенциальные и действующие клиенты компании, сюда относятся и сотрудники компании; партнёры и инвесторы; поставщики услуг и материалов; дистрибьюторы; конкуренты; органы власти и СМИ.
Существует четыре канала коммуникации с целевой аудиторией, которые помогут реализовать PR-стратегию. Среди них: СМИ, мероприятия, технические средства связи, личные контакты.
Можно выделить семь направлений деятельности PR-агентства/отдела, а именно: отношения с массмедиа; отношения с общественностью; маркетинговые коммуникации; отношения с правительством; внутренние отношения; отношения с клиентами; отношения с инвесторами. Вся работа PR-команды направлена на то, чтобы создать позитивную репутацию заказчика.
Основной классификацией пиара является цветовое подразделение на белый, черный, серый, розовый, желтый, зеленый, золотой и коричневый пиар, а также пиар цвета хаки.
Кроме цветовой классификации пиар подразделяется на внутренний и внешний пиар. Также существует взаимный пиар, который характерен как правило, для продвижения в социальных сетях.
К ключевым направлениям PR-деятельности компаний, направленные на создание их положительного имиджа относятся:
1) Отношения со СМИ или Media Relations.
2) Формирование положительной репутации.
3) Коммуникационный менеджмент.
4) Формирование отношений между руководством организации и персоналом.
5) Выстраивание отношений в финансовой области.
6) Создание системы отношений с властными структурами.
7) Построение отношений с общественностью, местными жителями и общественными организациями с помощью участия организации в разнообразных местных мероприятиях в качестве спонсора.
8) Продвижение продукта.
В настоящее время в качестве тенденции развития PR деятельности в России можно выделить постепенное все более широкое ее распространение в бизнес-среде. Сейчас, не только руководители крупных компаний, но и средних и даже мелких фирм, осознали необходимость установления гармоничных отношений с обществом и заботы своей репутации и имидже. Это проявляется в появлении внутри фирмы специальных отделов или специалистов по связям с общественностью, что постепенно приводит к становлению PR как одной из функций управления.
В настоящее время можно отметить широкое использование PR, однако для получения желаемых результатов компании преодолевают определенные трудности. Отмечают следующие основные проблемы PR:
- неправильная и неполная информированность общественности, что приводит к негативному отношению не только к товару, но и самой организации;
- не отлажены движение информации внутри компании, все подразделения предприятия обязаны предоставлять полные и достоверные данные PR отделу, для чего должен выделяться ответственный сотрудник в каждом отделе;
- отрицательное отношение персонала компании к PR, сотрудники других отделов не считают нецелесообразным вкладывать средства в развитие связей с общественностью в организации;
- дорогое содержание отдела PR;
- сложность экономического обоснования бюджета на разработку и реализацию PR кампаний;
- трудности в оценке эффективности PR деятельности;
- неправильный выбор канала передачи информации может привести к тому, что целевая аудитория не услышат или не увидит сообщение;
- создание непривлекательного сообщения, которое общественность проигнорирует или выскажет отрицательное мнение.
Вышеперечисленные проблемы решаемы, просто необходим грамотный подход специалистов по связям с общественностью.
На данный момент проявляются явные тенденции рынка PR к переходу в подавляющей доле в сферу интернета. Онлайн СМИ уже потеснили традиционные каналы информирования населения. Отсутствие цензуры и свободный доступ почти к любой информации в интернете делает его более предпочтительным для пользователей, а, следовательно, для специалистов по рекламе и PR. В социальных сетях гораздо дешевле распространять информацию, гораздо проще искать целевую аудиторию. Это заставляет компании уходить во всемирную сеть. Также в них гораздо проще получать аналитические данные и всячески взаимодействовать с пользователем.
Следует отметить, что цифровая трансформация — это реалии сегодняшнего дня, которые необходимо учитывать. Если фирма намерена оставаться конкурентоспособной или повышать эффективность, она должна меняться в соответствии с требованиями современности.