По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие выводы:
Итак, христианство, несмотря на признание нравственного равенства женщины с мужчиной, назначает ей скромную, полезную деятельность главным образом в семейном кругу, где она может оказать все нравственное влияние на мужа и семью, где она может усовершенствовать частную жизнь, оживлять, украшать ее – а это великое и благородное служение обществу. Совершенство нравственной чистоты и красоты, а не внешняя красота и наряды дорогие, жизнь, сосредоточенная в сердце, в его чистых нравственных чувствах, а не развлекаемая делами внешнего мира, безмолвие духа, а не претензия на открытую общественную деятельность – таковы высокие достоинства женщины христианской. В святыне целомудрия, в глубоком, живом религиозном чувстве, которому женское сердце может быть отличным проводником в обществе, в безраздельных чувствах супруги, матери, в полном посвящении сердца и жизни воспитанию детей, в чувствах и стремлениях любви христианской с ее всеобъемлющим добром, с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству, к которым так способна по природе своей женская душа – вот в чем справедливо православный богослов может указать чрезвычайно высокое назначение женщины, которая с признанием в этой сфере неприкосновенных ее прав со всей свободой может обнаруживать свою деятельность.
Возвышеннейшее и совершеннейшее проявление чистейшего духа христианства представляет нам Пресвятая Дева Мария, Которая одновременно является и благородной царской Дочерью и простой Женщиной, приобретавшей Себе пропитание трудами рук Своих; Она – Дева и Мать, супруга и вдова, самая верная ученица Евангелия и путеводительница других ко спасению. Несмотря на Свои великие нравственные совершенства, всеми благоговейно уважаемая за святость, глубину веры и знание истин евангельских, Святая Дева, находясь в общине первых христиан, не спешит выступить на поле открытого действия в мире со словом проповеди как учительница, не получает преобладающего значения ни в Церкви, ни в обществе христиан того времени. Чтобы видеть, что Пресвятая Божия Матерь действительно представляет Собой высокий образ чистой христианской женственности, мы приведем в заключение слова Четьи-Минеи. «Какова Владычица наша Пречистая Дева Богородица, живущи на земле, была нравом, издревле предано сице. Дева была не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в слове благомудренна, в глаголании нескора, в чтении всегдашня, в трудех бодра, в беседах целомудренна, яко с Богом, а не с человеки беседуя.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.