Актуальность исследования. Проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста является актуальной, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память воображение, мышление.
Сенсорное воспитание ребенка – это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего воспитания личности ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного воспитания ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда. Современный этап воспитания образования характеризуется поиском новых подходов в педагогической теории и практике.
В Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) определено, что особого внимания требует воспитание ребенка как личности, которая формируется путем усвоения всего многообразия достижений общества и способности использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной познавательной и творческой деятельности, чем и обусловлена тема исследования «Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом». Игры с природными материалами способствуют сенсорному воспитанию детей, стимулируют познавательную активность, формируют навыки конструктивной и трудовой деятельности.
Цель работы: исследовать сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.
Задачи работы:
– рассмотреть проблему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в психолого–педагогической литературе;
– охарактеризовать виды игр с природным материалом;
– провести эмпирическое исследование сенсорного воспитания детей;
– разработать рекомендации по сенсорному воспитанию детей в процессе игр с природным материалом.
Теоретическая основа работы:
– концептуальные психолого–педагогические идеи по значимости сенсорного образования в дошкольном возрасте и о влиянии сенсорного обучения на дальнейший процесс воспитания личности (Р. Буянова, Т.Б. Башаева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Р.А. Курашова и др.);
– концептуальные положения системы сенсорного обучения (В.П. Вартан, Е.Ю. Нечаева, Н.Е. Яровая, Э.Г. Пилюгина, А. Плеханов, О. Морозова и др.);
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого–педагогической, методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
– эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, оценка результатов, математическая обработка данных.
Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы.
Новизна работы. Разработанные рекомендации по сенсорному воспитанию детей в процессе игр с природным материалом могут быть использованы воспитателями ДОУ.