ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3 Глава 1. Становление и развитие отечественного идеала образованного человека................................................................................................................4 1.1. Понятие идеала образованного человека...................................................4 1.2. Культуросообразность как черта отечественного идеала образования........................................................................................................6 1.3.Идеал образованного человека Древней и средневековой Руси................9 1.4. Черты идеала образованного человека, отраженные в трудах К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина................................................................................13 Глава 2. Отражение отечественного идеала образованного человека в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.........................................16 2.1. Традиции отечественного образовательного идеала в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева........................................................................16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................32

Отражение отечественного идеала образованного человека в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева

курсовая работа
Культура
33 страниц
69% уникальность
2021 год
73 просмотров
Терлецкая А.
Эксперт по предмету «Мировая Художественная Культура»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3 Глава 1. Становление и развитие отечественного идеала образованного человека................................................................................................................4 1.1. Понятие идеала образованного человека...................................................4 1.2. Культуросообразность как черта отечественного идеала образования........................................................................................................6 1.3.Идеал образованного человека Древней и средневековой Руси................9 1.4. Черты идеала образованного человека, отраженные в трудах К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина................................................................................13 Глава 2. Отражение отечественного идеала образованного человека в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.........................................16 2.1. Традиции отечественного образовательного идеала в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева........................................................................16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................32
Читать дальше
Каждому обществу и разным историческим эпохам соответствуют своеобразные идеалы образованности, отличающиеся по содержанию и основополагающим ценностям. Становление и развитие отечественного образовательного идеала заложило свои основы в православии, которое долгое время ориентировало образовательные устремления русского общества. Российский идеал оразования – это, прежде всего, человек с высоким духовным развитием. Духовность в контексте российской образовательной традиции предполагает интеллектуальное, нравственное и физическое совершенство личности. Начиная с XVII в., отечественный идеал образованного человека приобретает разные формы своего существования.


Чтобы заказать написание дипломной работы по биологии нужно всего лишь заполнить форму заказа. Переходите по ссылке, заполняйте форму и мы поможем вам с написанием диплома!


Советский период истории нашего государства характеризуется ориентацией на формирование нового, социалистического типа личности. В идеале человек должен был владеть основами всех необходимых в современном мире наук, иметь углубленную подготовку в одной из научных сфер, уметь и любить трудиться, проявлять творчество в профессиональной деятельности, обладать твердыми жизненными установками, основывающимися на марксистско-ленинском мировоззрении, быть физически и нравственно воспитанным. Идеал образованного человека нашел отражение в литературе, т.к. с давних времен именно она являлась источником, способом хранения и распространения идей и ценностей общества. Данный вопрос анализировал советский академик Д.С. Лихачев, филолог, литературовед, историк культуры и общественный деятель. В 1980-х гг. он создал культурологическую концепцию, в которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов, а также всей системы образования как определяющей общественное развитие на современном этапе. Объект исследования – «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева (1985). Предмет исследования – отражение отечественного идеала образованного человека в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. Цель работы – получить целостное представление о взглядах Д.С. Лихачёва на российское образование, культуру и воспитание. Цель обусловила следующие задачи: 1. Изучить педагогические, литературоведческие, историко-биографические и литературно-художественные материалы по теме исследования. 2. Выявить педагогические идеалы Древней и средневековой Руси, черты идеала образованного человека, отраженные в трудах К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина. 3. Проанализировать представления Д.С. Лихачева об идеале образованного человека, отраженные в «Письмах о добром и прекрасном», в контексте духовно-нравственных традиций отечественного образования. 4. Рассмотреть идеал образованного человека Д.С. Лихачева в соотношении с идеями великих русских педагогов: К.Д. Ушинского и В.Я. Стоюнина. Актуальность темы обусловлена тем, что стремление к образованию с каждым годом возрастает как среди молодых людей, так и среди уже состоявшихся в жизни личностей. Современное общество требует от граждан достойного образования, хорошего воспитания и высокого уровня нравственности. Однако откуда человеку черпать необходимые ему знания и представления об этой самой нравственности? Именно в трудах крупнейшего ученого и защитника русской культуры Д.С. Лихачева как нельзя лучше продемонстрированы идеалы образованного человека нашего времени. Научная новизна исследования заключается в том, что в результате анализа идей знаменитых отечественных педагогов, их педагогического опыта, научной литературы по проблеме выявлены сущность и особенности отечественного идеала образованного человека. Анализ текста «Писем…» Д.С. Лихачева дает возможность охарактеризовать основные черты идеала культурного, образованного человека, проследить связь литературного и педагогического процессов данной эпохи.

Читать дальше
Древнерусская литература, которую профессионально изучал Дмитрий Сергеевич Лихачев, очень внимательно относилась к опыту предыдущих поколений и эпох, старалась бережно сохранить этот опыт, передать его подрастающим поколениям; В древнерусской культуре существовала великая традиция различных учений, сборников мудрых мыслей и изречений, книг, которые учили правилам жизни, правильному образу жизни, особых сочинений, сохранявших мудрость древних народов. Такими книгами была культура Древней Руси: целых семьсот лет (с X по XVII век) люди хранили и изучали «книги мудрости» не только свой народ - с первых лет его литературной культуры - Русские люди были знакомы с мудростью древневосточных культур, с книгами, написанными три и даже более трех тысяч лет назад, с высказываниями древних мудрецов и мыслями европейских христианских философов, древняя культура хранила богатое наследие прошлых веков. Именно в Петербурге появился и получил развитие тот особый, а в ряде отношений высший "продукт" мировой культуры, называемый интеллигенцией. По мысли Лихачева, это одна из вершин развития европейской духовной традиции, явление, сформировавшееся на российской почве закономерным образом. О том, что составляет суть понятия "интеллигент", о роли российской интеллигенции шли бурные дискуссии в нашем университете. В них активно участвовал Дмитрий Сергеевич. В результате родилось определение: интеллигент - это образованный человек с обостренным чувством совестливости, обладающий к тому же интеллектуальной независимостью. "Интеллектуальная независимость является чрезвычайно важной особенностью интеллигенции. Независимость от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, коммерческих и даже просто карьерных", - писал Дмитрий Сергеевич. Обывательское представление о принадлежности к интеллигенции часто определяют по наличию галстука, очков. «Шляпу надел, интеллигент несчастный» – такое и подобные ему выражения можно услышать и сегодня. Это происходит потому, что названные атрибуты быта чаще были присущи людям умственно труда, а значит, подразумевают определенную степень образованности человека. И это справедливо, так как образованность является важной составляющей интеллигента. «Способность к приобретению знаний – это интеллигентность», – говорил Д. Лихачев. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Письмах» и других публицистических произведениях часто указывает на одну очень важную закономерность. Этот узор был хорошо известен в русской культуре на протяжении многих веков, но, к сожалению, сегодня о нем редко вспоминают. Получается, что в определенной ситуации даже самые глубокие или важные знания могут быть абсолютно неэффективными, т.е. приобретенными и даже примененными... потраченными впустую, бесполезными. Более того, в этих условиях знания могут быть вредными и опасными! Что это за условия, что это за «ситуация бесполезности знаний»?
Читать дальше
1.Аксиологическое значение идеала в культуре: дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Т.А. Харламова. – Кемерово, 2008. – 204 с. 2.Герасимов, Г.И. Образовательный идеал в дискурсе теории идеала / Г.И. Герасимов // Гуманитарий Юга России. – 2012. – № 3. – С. 145–162. 3. Донская Т.К. Д. С. Лихачёв о русской культуре и искусстве. https://cyberleninka.ru/article/n/d-s-lihachyov-o-russkoy-kulture-i-iskusstve (Дата обращения: 02.01.2021) 4. Ивашевский С.Л. Идеал образованности как фактор развития правовых норм образования. http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2007_3(8)/32.pdf (Дата обращения: 17.02.2021) 5.Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современной системе образования / Н.В. Кондукторова // Образование и воспитание. – 2016. – № 5. – С. 3–6. 6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. https://www.rulit.me/books/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom-read-31426-1.html(Дата обращения: 17.02.2021) 7.Темиргазина, З.К. Образ человека в русской ценностной картине мира: учеб. пособие / З.К. Темиргазина. – М. : Флинта, 2015. – 95 с. – Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=20734. (Дата обращения: 17.02.2021) 8.Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 3. – М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948. – С. 306–314. 9.Фурсенко А.А. О роли права в развитии науки и образования // Журнал Российского права. –2005. –№ 12. –С. 38–39 10.Academician D. Likhachev is an outstanding culturologist of the 20th century. https://bumtorg.ru/en/prochie-znamenitosti/academician-d-likhachev-is-an-outstanding-culturologist-of-the-20th-century/(Дата обращения: 17.02.2021) 11. Likhachev D.S. A person must be intelligent! A person must be intelligent and if. https://logonames.ru/en/d-s-lihach-v-chelovek-dolzhen-byt-intelligenten-chelovek-dolzhen/(Дата обращения: 17.02.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Совершенствование системы управления качеством в жилищно-коммунальном хозяйстве города
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Образ забинтованной фигуры в скульптуре
Количество страниц:
32
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Виды и методы финансового планирования, их сравнительная характеристика
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансовый менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image