ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3- 5 ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 1.1. Современные подходы к пониманию личностного самоопределения………………………………………………………………..6-9 1.2. «Я – концепция» как фактор личностного самоопределения в ранней юности…………………………………………………………………10-13 1.3. Становление самоопределения личности в разных социальных условиях развития………………………………………………………………13-18 ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ 2.1 . Процедура и методы эмпирического исследования…………19-20 2.2 . Динамические особенности самоопределения в ранней юности………………………………………………………………………….20-23 2.3 . Анализ результатов исследования……………………………23-30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………31-32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………….……33-35 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Особенности личностного самоопределения в ранней юности

курсовая работа
Психология
35 страниц
82% уникальность
2021 год
42 просмотров
Иванчиков Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3- 5 ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 1.1. Современные подходы к пониманию личностного самоопределения………………………………………………………………..6-9 1.2. «Я – концепция» как фактор личностного самоопределения в ранней юности…………………………………………………………………10-13 1.3. Становление самоопределения личности в разных социальных условиях развития………………………………………………………………13-18 ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ 2.1 . Процедура и методы эмпирического исследования…………19-20 2.2 . Динамические особенности самоопределения в ранней юности………………………………………………………………………….20-23 2.3 . Анализ результатов исследования……………………………23-30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………31-32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………….……33-35 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Читать дальше
Юношеский возраст - это критический этап жизни, во время которого молодые люди сталкиваются с физическими, психологическими, интеллектуальными и эмоциональными проблемами, стремятся к самоидентификации, исследуют новые роли и сталкиваются с переходом от школы к взрослой жизни. Достижение независимости и автономии, постановка личных целей и построение планов, а также приобретение ценностей и этики - это задачи развития, которые каждый должен выполнить в определенном возрасте (15-17 лет). Самостоятельность - это проблема развития, с которой сталкиваются все молодые люди, и она связана с их личным развитием [17, c.630]. Самоопределение, в свою очередь, связано с ценностями, с необходимостью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни с ориентацией на будущее. Как бы то ни было, юность - важная фаза в человеческом развитии, веха в формировании системы ценностей, поэтому на ней стоит остановиться подробнее.


Если вы хотите заказать контрольные работы за деньги , вы можете сделать это на сайте Work5.


. В соответствии с пониманием значения юношеского возраста как стадии завершения социальных экспериментов, ведущих к принятию ответственности за свою идентичность, отношение в целом и отношения с другими, как главный показатель развития личности молодых людей и девушек, самоопределение было выбрано как система личного отношения к себе, другим и миру в целом. (Абульханова К.А. - Славская, С.Л. Рубинштейн, В.Ф.Сафин). Самоопределение личности выполняет регулирующую и приспособительную функцию в жизни представителей молодежи, подготавливая их к успешному вступлению во взрослую жизнь [20]. Актуальность выбранной темы обусловлена требованиями современной действительности, которые ставят задачу более глубокого изучения и понимания основных механизмов развития в юношеском возрасте. Необходимость определения границы данного возраста, и выявления индикаторов успешного взросления. Объект исследования - самоопределение личности. Предмет - самоопределение юношей и девушек в ранней юности. В исследовании принимали участие респонденты в возрасте 15-17 лет. Целью работы стало изучение динамики и содержания самоопределения личности в юности. Задачи исследования: - изучить исследование отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме. -изучить феномен Я-концепции и ее составляющих в психологической литературе. -рассмотреть проблему самоопределения в ранней юности. - исследовать динамику самоопределения в ранней юности у девушек и юношей Гипотеза исследования: Динамика и содержание самоопределения в раннем юношеском возрасте имеют общие и специфические характеристики, задаваемые социальной ситуацией. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: 1. анализ психологических и социологических источников по проблеме исследования. 2. эмпирическое исследование с целью выявления динамики самоопределения девушек и юношей. 3. методы качественного и количественного анализа эмпирических данных (математическая статистика, специализированный опрос). Теоретико-методологической основой исследования являются: Научные труды, посвященные изучению акмеологического подхода к развитию личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.Ю. Панасюк, К.А. Абульханова–Славская), а также личностному самоопеделению (В.Ф. Сафин С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова - Славская) В работе применены методики: критерия множественных сравнений Т Вилкоксона, Т. Лири, опросник социально-психологической адаптированности (СПА), тест смысложизненных ориентаций (СЖО), методика ценностных ориентаций М. Рокича, методика «Личностный дифференциал» База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Гимназия №14», в декабре 2020 г. В выборке участвовали обучающиеся 10-11 классов в количестве 35 человек: 17 юношей и 18 девушек. Обоснованность и достоверность результатов обеспечивались применением комплекса теоретических и эмпирических методов; репрезентативностью выборки, адекватностью применяемых диагностических методик и cmamuстической обработкой материалов исследования. Научная новизна исследования состоит в определении места личностного самоопределения в структуре самоопределения молодых людей, раннего юношеского возраста; выявлен механизм личностного самоопределения юношей и девушек в 15-17. Материалы исследования внедрены в практику работы педагога – психолога, исследуемой образовательной организации. Практическая значимость. Показатели личностного самоопределения, могут быть использованы в последующих исследованиях развития личности в ранней юности. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.  

Читать дальше
В заключение резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в курсовой работе: 1) Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста; 2)На самоопределение в юношеском возрасте особенно влияет самооценка. Самооценка формирует волевые качества, уверенность в собственных силах. Адекватная самооценка считается отличным залогом для саморазвития. Некоторые успехи могут повысить уверенность в собственных силах, что является отличной мотиваций для достижения других целей. Имеющий ценности человек легко расставляет приоритеты, может ставить перед собой цели и добиваться их. Важную роль в данном случае играет мотивация, она возможна только при точном осознании собственных целей и потребностей. 2) Самоопределение - это сочетание взглядов и способностей, которые побуждают людей ставить перед собой цели и проявлять инициативу для их достижения. Речь идет об ответственности, но это не обязательно то же самое, что самодостаточность или независимость. Это означает делать свой собственный выбор, учиться эффективно решать проблемы и брать на себя ответственность за свою жизнь. Практика самоопределения также означает, что человек испытывает последствия выбора. 3) Специфические особенности, характерные для той или иной акцентуации характера, определяют межличностные отношения подростков со сверстниками 4) . Согласно результатам исследования, на успешность личностного самоопределения девочек в раннем юношеском возрасте существенное влияние оказывают такие факторы, как уверенность в себе независимо от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон, их личности, их привлекательность и интеллектуальное развитие. Успешность личного самоопределения девочек, включая приписывание определенных эгоистичных черт характера, самоориентации, склонности к соперничеству и стремления к доминированию и успеху. 5) Для юношей успех личного самоопределения связан с осознанием себя как уверенного в себе, энергичного, активного человека с определенными предпринимательскими качествами: смелостью, готовностью рисковать, инициативой, сдержанностью, расчетливостью, дипломатичностью, бережливостью. Также важно развивать эмоциональную и волевую сторону личности: самоконтроль и самодисциплину, эмоциональную устойчивость. Результаты исследования позволяют рассмотреть динамику самоопределения личности юношей и девушек, а так же определить взаимосвязь между содержательными особенностями самосознания и успешностью самоопределения в данном возрасте. Полученные результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены. .  
Читать дальше
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. - 2002, № 1. - 3-16 с. 2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.-234с. 3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с. 4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с. 5. Выготский Л.С. Детская психология. - Собр. соч. М., 1984, т.4 -432 с. 6. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. 7. Грольник В.С. Роль родителей в содействии автономному саморегулированию образования. Теория и исследования в образовании . 2009; 7 (2): -164–173 с. 8. Грольник В.С. Психология родительского контроля: как благонамеренное воспитание имеет неприятные последствия. Махва, Нью-Джерси, США: Эрлбаум; 2016. -512 с. 9. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. № 2. - 19—26 с. 10. Горбатов С.В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения/ С.В. Горбатов. Б.Д. Лысков. // Вестн. Санкт-Петербург. Ун-та. 1992. Сер.6. Вып. 1. № 6. - 70-77 с. 11. Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологический опрос . 2000; 11 (4): 227–268 с. 12. Деси Э.Л., Райан Р.М. Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Пленум; 1985.- 240 с. 13. Жуссемет М., Ландри Р., Кестнер Р. Взгляд теории самоопределения на воспитание. Канадская психология . 2018; 49 (3): 194–200. 14. Каталано Р.Ф, Берглунд М.Л., Райан Дж. Э., Лончак Х. С., Хокинс Дж. Д.. Позитивное развитие молодежи в Соединенных Штатах: результаты исследований по оценке программ положительного развития молодежи. Летопись Американской академии политических и социальных наук . 2004; 591: 98–124. 15. Ли Ю., Вемейер М.Л., Палмер С.Б., Уильямс-Дим К., Дэвис Д.К., Stock SE. Изучение индивидуальных и связанных с обучением предикторов самоопределения учащихся с ограниченными возможностями: множественный регрессионный анализ. Лечебное и специальное образование. 2016. - 1–12 с. 16. Поле С, Хоффман А. Подготовка молодежи к самоопределению: показатели качества школьной среды, способствующие приобретению знаний, навыков и убеждений, связанных с самоопределением. Журнал исследований политики в области инвалидности . 2002.- 114–119 с. 17. Райан Р.М., Деси Е.Л., Грольник В.С. Связь автономии и самость: их отношение к развитию и психопатологии. Психопатология развития: Теория и методы . Оксфорд, Великобритания: Уилли; 1995. - 618–655 с. 18. Райан Р.М., Солки Дж. Что положительного в социальной поддержке? О психологических потребностях в автономии и родстве. В: Пирс Г.Р., Сарасон Б.Р., Сарасон И.Г., редакторы. Справочник социальной поддержки и семьи . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Пленум; 1996. 249–267 с. 19. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог . 2000.- 68–78 с. 20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с. 21. Сафин В.Ф.. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск. 1986. - 142 с. 22. Соененс Б., Ванстенкисте М. Антецеденты и результаты самоопределения в трех сферах жизни: роль поддержки автономии родителей и учителей. Журнал молодежи и отрочества . 2017; 34 (6)- 589–604 с. 23. Филд С., Сарвер М.Д., Шоу С.Ф. Самоопределение: ключ к успеху в послесреднем образовании для учащихся с нарушением обучаемости. Лечебное и специальное образование . 2017; 24 (6)- 339–349 с. 24. Чирков В.И. Кросс-культурный анализ автономии в образовании: перспектива теории самоопределения. Теория и исследования в образовании . 2009; 7 (2): 253–262. 25. Nota L, Soresi S, Ferrari L, Wehmeyer ML. A multivariate analysis of the self-determination of adolescents. Journal of Happiness Studies. 2017. - 245–266 р. 26. d’Ailly H. Children’s autonomy and perceived control in learning: a model of motivation and achievement in Taiwan. Journal of Educational Psychology. 2018. -84–96 р. 27. So S., Voisin D.R., Burnside A., Gaylord-Harden N.K. Future orientation and health related factors among African American adolescents // Children and Youth Services Review. 2016. V. 61.- 15 -21 р. 28. Michael L. Wehmeyer Brian H. Abery Dennis E. Mithaug, Roger J. Stancliffe Theory in Self-Determination: Foundations for Educational Practice. Charles C Thomas Pub Ltd 2003. – 338 р. 29. Назначение Т - критерия Вилкоксона [электронный ресурс]; режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/statistics/wilcoxon/. (дата обращения 17.03.2021) 30. Тест Лири: опросник для диагностики межличностных отношений, методика ДМО. [электронный ресурс]; режим доступа: https://psycabi.net/testy/634-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-test-dmo-metodika-t-liri (дата обращения 17.03.2021) 31. Методика «Ценностные ориентации» Рокича [электронный ресурс]; режим доступа: https://mosmetod.ru/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%87%D0%B0.pdf (дата обращения 17.03.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Внешнеполитическая деятельность германии на современном этапе
Количество страниц:
60
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Политология
курсовая работа
Современные тенденции экономического роста в экономически развитых странах
Количество страниц:
27
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
Дистанционное банковское обслуживание в кредитной организации на примере ПАО "Сбербанк "
Количество страниц:
59
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы и кредит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image