ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Становление и развитие экологической психологии 5
1.2. Основные идеи и актуальность экологической психологии 11
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ ДЖ. ГИБСОНА 14
2.1. Экологический подход Дж. Гибсона 14
2.2. Особенности экологического подхода к зрительному восприятию 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение экологической теории восприятия Дж. Гибсона. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрено становление и развитие экологической психологии;
- изучены основные идеи и актуальность экологической психологии;
- рассмотрен экологический подход Дж. Гибсона;
- изучены особенности экологического подхода к зрительному восприятию.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Д. Гибсон противопоставил свою теорию представлениям о восприятии, согласно которым человек не получает через свои органы чувств достаточно информации для создания полных и точных изображений окружающего его мира, и ему необходимо дополнять (создавать, формировать) изображения предметов и ему воспринимаемые явления. В самом деле, как мы видели, это утверждается во многих теориях восприятия, обсужденных выше, таких как теория бессознательного вывода, гештальт-теория восприятия, категоризации и конструктивистские теории.
Д. Гибсон утверждает, вопреки тому, что доказано этими теориями, что информации, которая достигает человека через органы чувств, достаточно для правильного восприятия окружающего мира и что здесь нет особой умственной деятельности или человеческого воображения. Необходимо создать картину либо «бессознательных выводов» (по Гельмгольцу), либо механизмов организации восприятия (по идеям гештальт-психологов), либо категоризации (по Брунеру), либо соотнести эту информацию с определенными конструктами.
Гибсон доказывает справедливость своей собственной экологической теории восприятия на примере визуального восприятия. Он пишет, что оптической информации, поступающей к органу зрения извне, вполне достаточно для его правильного и полного восприятия.
Согласно Гибсону, информация - это то, что человек извлекает из так называемого «всеобъемлющего оптического порядка» в процессе визуального восприятия о том, какая среда на самом деле влияет на человеческие чувства (Гибсон назвал эту информацию «проксимальной стимуляцией» в отличие от «дистальной стимуляции» - серии стимулов, которые представляют внутренние свойства воспринимаемого объекта).
Однако для создания полноценного образа воспринимаемого объекта требуется общая, слаженная работа нескольких органов чувств. Соответственно, экологическая теория восприятия доказывает, что изображение воспринимаемого объекта на самом деле создается не с помощью отдельных органов чувств, а, скорее, в результате активности многих систем восприятия, в том числе различных органов чувств. Они, в свою очередь, функционируют как части широко понимаемых и всесторонне представленных систем восприятия.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Абрамова, Г. Общая психология / Г.С. Абрамов. - М .: Академический проект, 2013. - 496 с.
2. Глуханюк, Н. Общая психология / Н.С. Глуханюк. - М .: Academia, 2016 - 608 с.
3. Еникеев, М. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М .: Норма, ИЦ Инфра-М, 2018. - 640 с.
4. Крыско, В. Общая психология в схемах и комментариях: учебник / В.Г. Крыско. - М .: Учебник вуза, 2017 - 336 с.
5. Макарова, И. В. Общая психология: Краткий курс лекций / И. В. Макаров. - М .: Юрайт, 2019 - 182 с.
6. Мирошниченко, И. В. VPS: Общая психология / И. В. Мирошниченко. - М .: А-Приор, 2017 - 96 с.
7. Недбаева, С.В. Современный учитель: общая психология / С.В. Недбаева, А. Качалова, И.А.Таслова. - М .: Русайс, 2018. - 320 с.
8. Немов, Р. Общая психология. В 3-х томах. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М .: Юрайт, 2017 - 739 с.
9. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 524 с.
10. Рамендик, Д. Общая психология и психологическая практика / Д. Рамендик .. - М .: Форум, 2013. - 304 с.
11. Резепов, И.Ш. Детские кроватки: Общая психология / И.Ш. Резепов. - РНД: Феникс, 2015. - 128 с.
12. Рогов, Э. Общая психология: курс лекций для первого уровня педагогической подготовки / Е.И. Рогов. - М .: Владос, 2017. - 447 с.
13. Смолова, Л. Экологическая психология: учебник для вузов / Л.В. Смолова. - 2-е изд., Перераб. И доп. - М .: Юрайт, 2020 - 882 с.
14. Стейнмец, А.Е. Общая психология: Учебник / А.Е. Стейнмец. - М .: Академия, 2018. - 496 с.
15. Фаликман, М. Общая психология: В 7 томах. 4: Учебник / М.В. Фаликман. - М .: Академия, 2018. - 240 с.
16. Човдырова, Г. Клиническая психология. Общая часть: Учебник / Г.С. Човдырова, Т. Клименко. - М .: Единица, 2020. - 247 с.
17. Шадриков, В. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 411 с.
18. Шамхалова, С.Ш. Счастливый билет. Общая психология. Сдаем без проблем / С.Ш. Шамхалова. - М .: Приор, 2007 - 80 с.
Читать дальше