Введение 3 Глава 1 Формирование процесса письма: теоретический аспект 6 1.1 Формирование письма в онтогенезе 6 1.2 Особенности письма у детей 10 1.3 Нарушение формирования письма при ФФН 12 1.4 Виды дисграфии 15 Глава 2 Особенности формирования письма у младших школьников с ФФН 18 2.1 Организация и методика исследования 18 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 28 Глава 3 Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у учащихся младших классов с ФФН 40 3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы 40 3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 44 Заключение 47 Список использованных источников 49  

Особенности нарушения письма у учащихся с ФФН

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
82% уникальность
2021 год
21 просмотров
Генералова Ю.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Формирование процесса письма: теоретический аспект 6 1.1 Формирование письма в онтогенезе 6 1.2 Особенности письма у детей 10 1.3 Нарушение формирования письма при ФФН 12 1.4 Виды дисграфии 15 Глава 2 Особенности формирования письма у младших школьников с ФФН 18 2.1 Организация и методика исследования 18 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 28 Глава 3 Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у учащихся младших классов с ФФН 40 3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы 40 3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 44 Заключение 47 Список использованных источников 49  
Читать дальше
Актуальность выбранной темы состоит в том, что патологии в овладении письмом наблюдаются не только у детей, которым присуще неправильно произносить звуки, но и у детей, которые обладают правильным произношением. На основе данных сведений ряд авторов рассматривает нарушение письма в качестве самостоятельной патологии, которая не взаимосвязана с речевым онтогенезом устной речи, а в тех ситуациях, где совместно с нарушениями письма присутствуют патологии произношения, - иными словами, здесь подразумеваются две единичные патологии, которые не только не зависят, но и не обусловливают друг друга, как например дисграфия и косноязычие. Отечественная логопедия процесс формирования письма ортодоксально рассматривается в рамках единого алгоритма языкового онтогенеза ребенка. Как отметила Р.


Скоро защита и нужен диплом ? Work5 поможет сделать качественно.


.Е. Левина – весь путь, направленный на овладение речью выстраивает у младшего школьника специфический опыт аналитико-синтетической работы, и в звуковой сфере, и в сфере морфологических генерализаций, что отвечает за создание приоритетных условий для готовности ребенка изучать грамматику письма. Признание того, что отклонения в письме носят вторичный характер по отношению к патологиям устной речи, позволяет соединить особенные проявления барьеров в овладении письмом, особенно, с несостоятельностью фонологического развития языка и патологиями в фонетическом принципе русскоязычного письма. Здесь стоит отметить, что у учащихся с отклонениями письма наблюдалось наличие относительно глубоких патологий в анализаторной деятельности, ввиду этого школьники испытывали трудности при овладевали звуковым анализом во время первичного обучения в школе. Современная логопедия, в большинстве случаев, направлена на устранений патологий письменной речи базируясь на рассмотрении психологической структуры функции речи в целом и процессе письма, в частности. Понимание устройства письменной речи и реализации профилактической работы строится на учении о функциональных системах, понятии о психических процессах в качестве функциональных систем, об их системном и динамическом купировании и гетерохронии онтогенеза, об совместной деятельности мозга во время работы психики. Барьеры, с которыми ребенок сталкивается, во время процесса овладения навыком письма носят частый характер. Данная проблема имеет достаточное отражение в профессиональной литературе. На сегодняшний день существует целое многообразие работ, в которых авторы рассматривают коррекцию патологий письменной речи у учащихся общеобразовательных школ. Среди данных авторов, стоит отметить И.Н. Садовникову, А.Ф. Спирову, А.В. Ястребову и других. В единичных работах существует анализ ряда процессов отклонений письма. Данный вопрос вызывает интерес у О.Б. Иншаковой, А.Н. Корневой, Р.Е. Левиной. Ряд многих теоретических вопросов, связанных с трудностями обучения письму до сих пор остаются без внимания и недостаточно изучены. Несмотря на многообразие работ и повышенное внимание к данному вопросу, он по-прежнему малоизучен, что указывает на многогранность данного вопроса, и его ключевое место в логопедии Девиации в речевом аппарате у детей школьного возраста – распространены в последнее время и прочно закрепились в логопедии. Патология речевого аппарата негативно воздействует на психику, что в целом сказывается на качестве обучаемости. Тем не менее, сегодня существует малое количество специализированной литературы в области логопедии, которая отражает ряд современных точек зрения о характере речевых патологий и специфике их профилактики у учащихся. Проблема исследования состоит в недостатке логопедической литературы, которая бы рассматривала со всех сторон патологии нарушений письма у учащихся с выявленным фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выявленная проблема определила выбор темы работы: «Особенности нарушения письма у учащихся с ФФН». Цель: рассмотреть специфику нарушений письма у учащихся с ФФН Задачи: 1. Определить ряд ключевых понятий в работе. 2. Рассмотреть предпосылки онтогенеза речи учащихся, на примере младших школьников. 3. Изучить специфические особенности патологий письменной речи у младших школьников с ФФН Объект исследования: письменная речь учащихся с ФФН. Предмет исследования: особенности письменной речи учащихся с ФФН. Гипотеза: предположим, что нарушение письма у учащихся с ФФН определяется: - отсутствием анализа звуковой структуры слова - отсутствием проговаривания слов - соотношением вычлененной из слова фонемы со специфическим зрительным образом буквы, которая должна быть отделена, от остальных, особенно от похожих графически. - отсутствием воспроизведения посредством моторики руки зрительного образа буквы. Методы исследования: анализ профессиональной литературы в области психологии, логопедии, лингвистике, синтез и метод моделирования. Теоретическая значимость заключается в расширенном представлении особенностей проявления у учащихся ФФН, которые отражают их готовность к освоению письма. Практическая значимость работы заключается в применении разработанной коррекционно-логопедической программы в работе логопедов, педагогов и психологов. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Анализ литературных данных, касающихся проблемы фонетико-фонематического недоразвития, показал, что у школьников с ФФН своевременно не формируются и отстают от возрастной нормы как простые, так и сложные формы фонематического анализа и синтеза. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, В.К. Орфинская и др. Нарушение дифференциации звуков речи – основной фактор, обусловливающий специфические нарушения письма. Трудность различения и восприятия звуков речи отрицательно влияет на формирование у детей практических обобщений о звуковом составе слова. Они оказываются ограниченными и не всегда точными. Однако проявления нарушений звуковой стороны речи этим не исчерпываются. Они сказываются также в затруднениях формирования звукового анализа слова, что в свою очередь приводит к нарушениям в усвоении письма. Здесь имеет место единый комплекс проявлений, однако нарушения письма – наиболее выраженные проявления. В зависимости от характера нарушения произношения и различения звуков в письме каждого учащегося преобладают определенные ошибки на замену букв, а другие могут встречаться редко или не встречаться совсем. Таким образом, ошибки в письме на замену букв закономерно связаны не только с дефектами произношения, но и в первую очередь с недостаточным различением смешиваемых звуков на слух. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. В связи с обучением письму эти действия образовываются в процессе специальной учебной деятельности, при котором учеников учают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия является ключевым в процессе по овладенюя навыками чтения и письма. Главную роль в полноценном изучении звуковой структуры речи играет фонематическое восприятие. Раннее понимание детьми слов и фраз, которые произносят взрослые, основываются не на восприятии их фонематической структуры, а на понимании общего ритмико-мелодического состава слова или предложения. Слово на этом этапе ребенок воспринимает в качестве единичного нерасчлененного звука, у которого есть особенная ритмико-мелодическая структура. Изначально образовывается фонематическое восприятие, процесс, посредством которого можно узнать и распознать тот или иной звук речи. При восприятии речи слова не делятся, их звуковой состав не понимается. Позднее у детей проявляется навык к фонематическому анализу и синтезу. Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил, что все качества, прошедшие обследование являются сложными элементами мыслительной операции, и у детей с ФФН проявляются лишь после коррекционно-логопедической работы. Своевременно спланированная и реализованная коррекционно-логопедическая работа способствует образованию и эволюции фонематической системы в общем, а так же фонематического анализа и синтеза в частности – это решающий фактор, который предупреждает проявление ошибок дисграфии при образовательном процессе и стремительным развитии навыка чтения.  
Читать дальше
1. Антошук, З.И. Особенность нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / М. М. Аманатова // Школьный логопед. — 2016. — № 2. – С. 11-17. 2. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И.Т. Власенко. – М.: Родное слово, 2018. – 230 с. 3. Городилова, В. И. Исправление недостатков произношения у школьников [Текст] / В. И. Гордилова, Е. Ф. Рау. – М.: МИФ, 2017. – 102 с. 4. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия [Текст] / Л. В. Ефименкова. — М.: Академик, 2013. – 210 с. 5. Ефименкова, Л. Н. Особенности фонематического восприятия [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М.: Энциклопедия, 2014. – 130 с. 6. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова — М.: Академия, 2019 . – 150 с. 7. Закирова, Н. С. Преодоление смешений букв по кинетическому сходству [Текст] / Н. С. Закирова, Е. Т. Царевская // Логопед. – 2016. — №3. – С 104-119. 8. Иваненко, С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения [Текст] /С. Ф. Иваненко. — М.: Три квадрата, 2016 . – 210 с. 9. Карасева, Н. Л. Анализ специфических ошибок письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н.Л. Карасева // Школьный логопед. — 2018.- №3. – С. 27-31. 10. Коньшина, Н. А. Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ФФН [Текст] / Н. А. Коньшина // Логопед. — 2019. — №4. — С. 108-121. 11. Kорнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. — СПб.: Алетейя, 2019 . – 120 с. 12. Кузьминова, С. А. Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников [Текст] / С. А. Кузьминова // Логопед. – 2018. – С. 94-102. 13. Кудрова, Т. И. Фонематическое восприятие и письмо [Текст] / Т. И. Кудрова // Логопед в детском саду. — 2006. — №6. С. 22-27. 14. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В.Венедиктова. — СПб.: Питер М, 2020 . –132 с. 15. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. — М.: МИФ, 2021. – 201 с. 16. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М., 2004. 17. Леонова, С. В. Содержание и приемы коррекционной работы при оптической дисграфии [Текст] / С. В. Леонова, С. Г. Воронина // Логопед. – 2019. — С. 108-123. 18. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой . — М.: Мосиздат, 2019. – 230 с. 19. Логопедия. Методическое наследие [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. — М., 2019 . – 150 с. 20. Логопедия [Текст] / под ред. С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эврика, 2019 . – 142 с. 21.Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: МИФ, 2019 . – 230 с. 22. Микульскийте, Л. О нарушениях письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы [Текст] / Л. Микульскийте // Дефектология, — 2019. — №6. – С. 26-30. 23. Нарушения речи у дошкольников [Текст] /cост. Р.А. Белова. — М.: Давид, 2019 . – 230 с. 24. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Чиркиной Г. В. — М., 2015. – 420 с. 25. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Академик, 2017. – 182 с. 26. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников: сборник игровых упражнений [Текст] / Т. А. Павлова. – М.: Либроком, 2018 . – 150 с. 27. Пинюгина, Е. В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] /Е.В. Пинюгина // Логопед в детском саду. — 204. — №3. С. 29-35. 28. Пожарская, И. П. Предупреждение дисграфии у учащихся с фонематическим недоразвитием речи [Текст] /И. П. Пожарская //Логопед. — 2016. — №3. – С. 96-104. 29. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М.А.Поваляева. — 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Родное слово, 2016 . – 204 с. 30. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. - 2-е изд. — М.: 2015 . – 203 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Планирование и проведение аудита качества на примере АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения»
Количество страниц:
39
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление качеством
курсовая работа
Этапы становление и развития теории физической культуры в России
Количество страниц:
38
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Физкультура
курсовая работа
Профессиональная преступность и криминальная субкультура
Количество страниц:
39
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Криминология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image