Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения духовно-нравственного воспитания младших школьников через внеурочную деятельность 5
1.1. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в педагогике 5
1.2.Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и возможности реализации содержания курса «Окружающий мир» 8
Глава 2.Исследование, направленное на изучение влияния внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» на духовно-нравственное воспитание младших школьников 14
2.1. Диагностика нравственного воспитания младших школьников 14
2.2. Реализация педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами учебного предмета «Окружающий мир» во внеурочной деятельности 20
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Приложение 1 31
Приложение 2……………………………………………………………………….32
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.
Важнейшим условием, способным обеспечить формирование и развитие нравственных качеств, может послужить внеурочная деятельность. Именно она сегодня занимает особое место в развитии и воспитании подрастающего поколения.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» осуществляется планомерно и целенаправленно. В содержание работы с детьми могут быть включены: беседы, экскурсии, дискуссии, экологические акции, запланированы встречи с представителями различных конфессий и известными людьми и многое другое.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 27.04.2021).
2.Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school67.tgl.ru(дата обращения 27.04.2021).
3.Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //Вестник. - 2018. - № 4. - С. 26-28.
4.Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе: учеб. пособие для студ. пед вузов / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. – М.: «МОДЭК», 2017. – 352 с.
5.Бучнева Г.А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 702-705.
6.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
7.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2019. – 250 с.
8.Гусев В.Н. Внеурочная деятельность младших школьников: пособие для учителя. – М.: Педагогика, 2016. – 223 с.
9.Добротин Д.Ю. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум / Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Т.М. Смирнова, Н.А. Рыжова, М.В. Нехлюдова; под ред. М.С. Смирновой. – М.: Юрайт. – 2016. – 306 с.
10.Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира / Д.Ю. Добротин // Начальная школа. – 2018. – № 1. – С. 32–37.
11.Донеценко С.А., Осин А.К., Михайлова А.В. Приемы активизации творческой деятельности учащихся в условиях урочной и внеурочной деятельности // Научный поиск. – 2017. – № 1. – С. 57-59.
12.Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учеб.- метод. Пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2019. - 77 с.
13.Ёрш К. В., Айрумян Г. С. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса // Юный ученый. — 2019. — №1. — С. 70-71.
14.Ефимович Я.А. Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС» // Молодой ученый. — 2019. — № 24. — С. 945-948.
15.Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 9. - С.25–27.
16.Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников: метод. пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов школы, а также родителей / сост. Н.В. Наконешнюк. – М.: Педагогика, 2015. - 101 с.
17.Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2018. - 427 с.
18.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2018. - 272 с.
19.Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., Просвещение, 2018. – 380 с.
20.Мусс Г. Н. Развитие нравственных качеств младшего школьника во внеурочной деятельности: технологические и методические аспекты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/(дата обращения 27.04.2021).
21.Осин А.К. Особенности организации внеурочной деятельности в основной школе при реализации ФГОС // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной научно-практической конференции. – Шуя: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал, 2018. – С. 119-123.
22.Сарсембенова Г.Д., Абилхаева А.Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 916-919.
23.Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2018. - 180 с.
24.Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: ИЦ Академия, 2016. – 576 с.
Читать дальше