Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы:
Разграничение преступлений на группы, категории с целью более тщательной дифференциации уголовной ответственности на законодательном уровне является весьма важным направлением совершенствования уголовного закона. Основная, ведущая категоризация преступлений, которая имеет значение практически для всех институтов уголовного права, закреплена в ст. 15 УК РФ «Категории преступлений».
Следует признать, что такая классификация была необходима для уголовного закона. Вся история развития уголовного законодательства и уголовно-правовой науки подтверждают это. Вместе с тем, следует констатировать, что категоризация преступлений, закрепленная в ст. 15 УК, является фундаментом, на котором строится жесткая структура других важнейших институтов уголовного права и система уголовно-правовых последствий, применяемых в соответствии с законом к лицам, совершившим преступление той или иной тяжести. В конечном счете подобное разграничение преступлений оказывает существенное значение для дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации уголовного наказания.
Данная категоризация, на первый взгляд, содержит несколько оснований: характер и степень общественной опасности, тяжесть преступления, форму вины, типовую санкцию в виде лишения свободы. Следует признать, что законодательная формулировка содержит некоторые отступления от логических правил классификации. Для такой классификации должно было быть выбрано собирательное понятие, характеризующее и социальную природу преступления, и символическое различие, которое будет понятно всем участникам уголовно-правовых отношений. Как представляется, законодатель дважды назвал критерий, который характеризует социальную природу преступления. Характер и степень общественной опасности составляет, на наш взгляд, содержание понятия «тяжесть преступления».
Вместе с тем, правила классификации предусматривают возможность выделения в тех или иных классификационных разрядах, категориях дополнительных признаков, позволяющих более четко представлять опасность преступления и его место в данной системе. По мнению законодателя, таким признаком является форма вины, с которой совершается преступление той или иной категории.
В УК РФ 1996 г. категории преступлений выделены таким образом, чтобы размер типовых санкций определенной категории был конечным пределом для вида наказания за конкретные преступления. Размеры типовых санкций, по нашему мнению, выбраны оптимально с учетом предложений ученых и практических работников. Однако законодатель не поддержал идею выделения уголовного проступка. По мнению большинства специалистов, это один из главных недостатков представленной классификации.
Важно при отнесении преступлений к той или иной категории правильно установить форму вины, с которой возможно совершение таких деяний. Каждая категория преступлений, выделенная в ст. 15 УК РФ, представляет собой элемент жесткой системы, но в то же время имеет и некоторую структурную самостоятельность.
Исходя из смысла ст. 15 УК РФ, можно сделать вывод о том, что право определения места преступления в системе названных категорий принадлежит исключительно законодателю. То есть преступление будет относиться к законодательно названной категории и в том случае, если суд с учетом исключительных обстоятельств в соответствии со ст. 64 УК РФ может назначить наказание ниже пределов, установленных для данной категории. Ряд авторов высказывал мнение, в соответствии с которым при наличии нескольких смягчающих обстоятельств, особых признаков личности виновного, предотвращения тяжких последствий, добровольной явки с повинной суду надо дать право своим решением изменять категорию тяжести в сторону улучшения положения виновного. На первый взгляд, это предложение соответствовало движению к гуманизации уголовного законодательства. Однако существует опасность необоснованного субъективного подхода со стороны суда, что нарушит строгую систему построения других уголовно-правовых институтов Общей части УК РФ и в итоге затруднит практику применения закона. С самого начала многие ученые выступали против того, чтобы суду было представлено право изменять подсудимому категорию преступления, т.к. только закон определяет дифференциацию ответственности на законодательном уровне. Есть другие способы улучшить положение подсудимого (например, назначение наказания ниже низшего предела). Но законодатель решил иначе: с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ суду предоставлено право с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую. Такое изменение категории преступления возможно не более чем на одну категорию преступления при условии назначения указанного в законе наказания в виде лишения свободы (за преступление средней тяжести – не свыше трех лет лишения свободы, тяжкое преступление – не свыше пяти лет и особо тяжкое преступление – не свыше семи лет лишения свободы) или иного более мягкого наказания. Полагаем, что такое решение не отвечает в полной мере требованиям системности уголовного права и без дополнительного судебного толкования может затруднить деятельность судей при принятии решений по уголовным делам. Не совсем ясно, как применять нормы уголовного закона, зависящие от категории преступлений.
Учитывать правовые последствия по тяжести совершенного преступления или по категории преступлений, измененной по приговору суда. Вопрос этот очень актуальный, касается таких важнейших институтов, как множественность преступлений, освобождение от уголовной ответственности и от наказания и др. Принятие таких изменений должно было бы проходить после существенных научных исследований с учетом антикоррупционной составляющей. Наиболее спорным является решение в части особо тяжких преступлений.
Изучение содержания категорий преступлений позволяет сделать вывод о том, что законодатель испытывал объективную потребность в дополнительной классификации преступлений внутри выбранных категорий. Предложение полностью отвечает требованиям дифференциации уголовной ответственности и правилам классифицирования. Эти правила предполагают, чтобы «подразделение на классы было непрерывным» и при этом «каждый класс занимал бы в получившей системе определенное постоянное место и в свою очередь, делился бы на подклассы».
В ст. 15 УК РФ такая дополнительная классификация (индексация) позволила бы более четко разграничить деяния по тяжести, сузить сферу судейского усмотрения при назначении размера наказания. Начало в этом направлении положено. Так, первичное определение преступлений небольшой тяжести содержало типовую санкцию, в которой было указано о максимальном наказании в виде лишения свободы не свыше двух лет. В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ были внесены значительные изменения, меняющие границы выделенных категорий преступных деяний. В настоящее время преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Полагаем, что в целом такое законодательное решение является своевременным, позволяющим не считать многие деяния серьезными преступлениями. Перевод немалого количества преступлений средней тяжести в категорию преступлений небольшой тяжести в большей степени работает на идею гуманизации уголовного права.
Изменения коснулись и категории преступлений средней тяжести. Тем же Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ типовая санкция в виде лишения свободы по данной категории была также изменена. В настоящее время преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы. В целом такая дополнительная классификация соответствует теории и будет способствовать эффективному применению уголовного закона. Особенно важным такое решение следует признать для неосторожных преступлений средней тяжести, максимальный размер которых может быть весьма существенным за так называемые резонансные преступления (причинение смерти нескольким лицам при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспорта).
Индексировать необходимо тяжкие и особо тяжкие преступления. Особого внимания заслуживает категория тяжких преступлений. В настоящее время в этой категории оказались уравненными преступления с различной степенью тяжести: например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ), кража, совершенная организованной группой (ч. 4 ст. 158 УК РФ), и террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ). Тяжкие преступления нуждаются в более существенном критерии, который бы наиболее точно отражал опасный характер таких деяний. Таким критерием следует признать насильственный способ совершения преступления. Индексация устранит существующий пробел, и общество будет более полно информировано по видам и группам таких преступлений. Тяжкие преступления под индексом «А» предусматривали бы деяния, совершенные с насилием, опасным для жизни или здоровья человека, индекс «Б» указывает на тяжкие преступления, совершенные с насилием, не опасным для жизни и здоровья, под индексом «В» следовало бы выделить иные преступления, имеющие квалифицирующие признаки, усиливающие их тяжесть. Например, разбой (ч. 1 ст. 162 УК РФ) следует отнести к тяжким преступлениям под индексом «А», а насильственный грабеж, при котором насилие менее опасно (ч. 2 ст. 161 УК РФ), необходимо признавать тяжким преступлением под индексом «Б». И наконец, кража с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 и 3 ст. 158 УК РФ) и подобные преступления можно отнести к тяжким преступлениям под индексом «В». Соответствующим образом дифференцировались бы и пределы наказания в рамках общей типовой санкции.
Особо тяжкие преступления, на наш взгляд, следовало бы разграничить на два подвида: особо тяжкие «А», посягающие на жизнь человека (наказание – от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненно); особо тяжкие «Б» – все иные, которые посягают на наиболее значимые объекты, охраняемые уголовным законом (наказание – до 15 лет лишения свободы).
Таким образом, важно начать такую работу, а норма о категориях преступлений в Общей части позволяет это. Вот здесь уже могут пригодиться предложения, содержащиеся в Модельном уголовном кодексе для государст-участников СНГ. Речь идет о том, чтобы в статьях Особенной части УК РФ вместо санкций указывать категорию тяжести преступления. Например, ст. 105 УК выглядела бы следующим образом: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку – преступление особо тяжкое индекса «А» и т.д.
Подобная индексация позволила бы более четко сформулировать нормы о правовых последствиях, наступающих для лиц, совершивших преступления той или иной категории тяжести.
С сожалением можно констатировать, что современные изменения ряда важных уголовно-правовых норм не в полной мере учитывают теоретические основы категоризации преступлений, предусматривают использование других критериев (длинные перечни преступлений, видовые объекты преступлений, возраст потерпевшего). Такие решения нарушают системность уголовного права, не способствуют его эффективному применению.