Введение...............................................................................................................4 Глава 1. Теоретические основы формирования воспитательной среды в средних профессиональных образовательных организациях.............................7 1.1 Характеристика воспитательной среды в психолого-педагогическом знании.............................................................................................................................7 1.2 Сущностные характеристики воспитательной среды средних профессиональных образовательных организаций...................................................12 1.3 Передовой педагогический опыт формирования воспитательной среды в системе СПО..............................................................................................................20 Глава 2. Методическое обеспечение формирования воспитательной среды в средних профессиональных образовательных организациях.............27 2.1 Студенческая самодеятельность как способ формирования и функционирования воспитательной среды в СПОО.............................................27 2.2 Примеры формирования и управления воспитательной средой.........32 Заключение.........................................................................................................36 Библиографический список............................................................................38 Приложения.......................................................................................................42

Методика формирования воспитательной среды в СПОО

курсовая работа
Педагогика
34 страниц
67% уникальность
2021 год
26 просмотров
Лемиш Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...............................................................................................................4 Глава 1. Теоретические основы формирования воспитательной среды в средних профессиональных образовательных организациях.............................7 1.1 Характеристика воспитательной среды в психолого-педагогическом знании.............................................................................................................................7 1.2 Сущностные характеристики воспитательной среды средних профессиональных образовательных организаций...................................................12 1.3 Передовой педагогический опыт формирования воспитательной среды в системе СПО..............................................................................................................20 Глава 2. Методическое обеспечение формирования воспитательной среды в средних профессиональных образовательных организациях.............27 2.1 Студенческая самодеятельность как способ формирования и функционирования воспитательной среды в СПОО.............................................27 2.2 Примеры формирования и управления воспитательной средой.........32 Заключение.........................................................................................................36 Библиографический список............................................................................38 Приложения.......................................................................................................42
Читать дальше
Воспитание – один из основных компонентов образовательной системы. Это сложный процесс, рассматриваемый как организованная деятельность педагогов и обучающихся для реализации целей образования в контексте педагогического процесса. Успех образования зависит от многих факторов, где важную роль играют отношения между субъектами образовательного процесса. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.


Хотите узнать, где заказать реферат по туризму? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» применяется следующее понятие: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1]. Воспитание является одним из компонентов основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с требования нормативных правовых документов федерального уровня и ФГОС, и включает в себя внеурочную деятельность, реализуемую по различным направлениям. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у обучающихся высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий, в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями. Воспитательная работа в учреждения среднего профессионального образования имеет свои особенности. В профессиональном образовательном учреждении идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из образовательного учреждения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек. В связи с тем, что с 1 сентября 2021 года в основные образовательные программы учреждений СПО вводится как обязательный компонент программа воспитания, актуальность темы исследования: «Методика формирования воспитательной среды в СПОО» приобретает особое значение. Она не только обуславливается требованиями общества, вступившего в эпоху новейших технологических преобразований, внедрений в сфере образования, но и требует оперативного, творческого, эффективного решения не только со стороны педагогов, но и, конечно, со стороны самих обучающихся. В этом кроется основное противоречие между применяемой методикой сегодня в учреждениях СПО и требованиями современного общества, когда в колледжах и техникумах зачастую ярко прослеживается скупость методов и технологий воспитания на уроках и внекласных мероприятиях, наблюдается несоответствие целей и задач существующих программ и возможностями применения в колледжах инновационных методик. Таким образом, можно сформулировать проблемный вопрос, стоящий во главе исследования: при каких условиях реализации воспитательной среды методика ее формирования будет наиболее эффективной? Это и обусловило выбор темы: «Методика формирования воспитательной среды в СПОО». Объект исследования: воспитательная среда образовательного учреждения среднего профессионального образования. Предмет исследования: процесс формирования воспитательной среды в СПОО. Цель работы: изучение методики формирования воспитательной среды в СПОО. Задачи работы: 1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования. 2. Рассмотреть основные аспекты и сущностные характеристики воспитательной среды в СПОО. 3. Провести анализ передового педагогического опыта по разработке методического обеспечения формирования воспитательной среды в системе СПО. 4. Проанализировать программу воспитательной работы ОГБПОУ «Буйский техникум градостроительства и предпринимательства Костромской области». Гипотеза исследования: формирование воспитательной среды в СПОО будет наиболее эффективной, если принимаются во внимание все условия ее реализации как пространства возможностей для самореализации личности каждого участника образовательных отношений. Для достижения поставленных задач, необходимо использовать следующие методы исследования: метод наблюдения и анализа, изучение педагогического опыта, обобщение изучаемых продуктов воспитательной деятельности в техникуме.

Читать дальше
Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что формирование воспитательной среды в СПОО - это совокупность различных факторов. Его основные признаки: ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника, перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания, компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подростков, профессиональная направленность учебно - воспитательного процесса. Организация воспитательной работы со студентами, в первую очередь, начинается с изучения стартовых (потенциальных) возможностей обучающихся, развития познавательной и социально-психологической сферы. Это своего рода ключ к эффективной деятельности педагогов, и, как следствие, - успешному обучению студентов на уровне профессиональной образовательной организации, успешности, в целом. Итак, в первой главе мы рассмотрели понятие воспитательная среда, воспитательная система СПОО, и какие задачи стоят перед ней. Кроме того, были рассмотрены сущностные характеристики воспитательной среды средних профессиональных образовательных организаций; требования, предъявляемые к воспитательной среде колледжей и техникумов в современных условиях. Это позволяет говорить о том, что положительный эффект воспитательной деятельности достигается совокупным действием всех структур единого воспитательного пространства колледжа/техникума как внутри, так и за его пределами. Анализ передового педагогического опыта в вопросе реализации воспитательной системы в профессиональных учебных заведениях говорит нам о том, что в России большое внимание уделяется формированию самостоятельности, самоуправления, гуманизма у студентов, а зарубежом - нравственным и духовным ценностям, основанным на традиционных религиозных принципах. Во второй главе работы были рассмотрены вопросы воспитательной среды «Буйского техникума градостроительства и предпринимательства Костромской области». В результате анализа плана воспитательной работы были сделаны выводы о том, что цель и задачи воспитательной работы техникума отражают основные компоненты Федеральных и региональных программ реализации воспитательной работы в СПОО. Модель формирования воспитательной среды представляет собой целенаправленный процесс. Разработаны также методы планирования и управления процессом воспитания профессиональной культуры. В техникуме разработана система анализа и оценивания результатов воспитательной работы. Ежегодно проводятся анкетирование студентов и различные мониторинги воспитательной работы учреждения. Тем не менее, хотелось бы, чтобы мониторингу адаптации первокурсников уделялось больше внимания. Поэтому был разработан социологический опрос, который представлен в Приложении Г. Кроме того, необходимо уделять больше внимания работе с так называемыми «Трудными подростками». Нами был разработан цикл бесед (Приложение Д), который можно включить в план воспитательной работы техникума по направлению «Профилактика правонарушений». Таким образом, цель работы достигнута, все задачи решены.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 29.04.2021). 2. Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»// Инновационная наука.- 2016. № 1-2 (13) –С. 150-151. 3. Бухарова, Г.Д., Старикова, Л.Д. Современное образование: сущность и направления развития. [Электронный ресурс]/ Современное образование: сущность и направления развития. Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова //Барнаул.: Известия Алтайского государственного техникума. – 2019. – № 2(62). – С. 7-11. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12962226 /(дата обращения: 29.04.2021). 4. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы [Текст]: монография / Г.Я. Гревцева. – Челябинск, 2018. – 242 с. 5. Дорошук, Л. А. Актуальные аспекты организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования [Электронный ресурс] /Л. А. Дорошук // Вестник Шадринского государственного педагогического техникума. – 2017. – № 4(36). – С. 16-19. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32501484& /(дата обращения: 29.04.2021). 6. Дубовицкая С. В., Беккер И. Л. Воспитывающая среда, как фактор становления и развития личности [Электронный ресурс]/Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- Пенза, 2017. № 24. С. 631–638. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospityvayuschaya-sreda-kak-faktor-stanovleniya-i-razvitiya-lichnosti /(дата обращения: 29.04.2021). 7. Журавлева С.В. исторический обзор понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Оренбург.: Научное обозрение. Педагогические науки, 2016. – № 3. – С. 48-56. Режим доступа: URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497/(дата обращения: 01.05.2021). 8. Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. С. 49-54. 9. Колокольникова З.У., Курбатова Д.А. Идея самодеятельности ребенка в истории педагогики [Электронный ресурс] / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-2. – С. 302-305. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7909 (дата обращения: 03.05.2021). 10. Крахмалева Т. С., Концептуальные предпосылки организации и функционирования воспитательной системы учреждений СПО. [Электронный ресурс] / Теория и практика общественного развития № 22, 2015. – С. 272-274. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-predposylki-organizatsii-i-funktsionirovaniya-vospitatelnoy-sistemy-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo /(дата обращения: 1.05.2021). 11. Крахмалева Т.С., Петьков В.А. Организация культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций // Вестник Адыгейского государственного техникума. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 76–82. 12. Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного техникума. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 71–75. 13. Магомедова Е.В., Остапенко И.А. Мировоззренческое самоопределение молодёжи – важнейшая проблема современного российского образования// Азимут научных исследований: педагогика и психология. –2018. –Т. 5.–№ 2 (15).–С. 91-94. 14. Макарова, Т.А. Организация воспитательного процесса в колледже [Электронный ресурс] / Т.А. Макарова, С.Л. Сазонова // Департамент образования города Москвы. – Режим доступа: http://ksu10.mskobr.ru/files/org_vospit_proc_v_college_saz.pdf. /(дата обращения: 29.04.2021). 15. Материалы IV Международной научно-практической конференции 31 мая 2017 года Том 2. [Электронный ресурс] / Екатеринбург.: УМЦ УПИ, 2017. -330 с. Режим доступа: http://ocrpo-ural.ru/translyatsiya-luchshikh-praktik/luchshie-praktiki/dokumenty/Сборник%20май%202017%20том2.pdf /(дата обращения: 02.05.2021). 16. М. П. Нечаев. Методологические подходы к разрешению проблемы создания и развития воспитательной среды образовательной организации. [Электронный ресурс]/Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т. 15, № 3, 2016.- С. 9-23. Режим доступа: file:///C:/Users/Пользователь/Downloads/metodologicheskie-podhody-k-razresheniyu-problemy-sozdaniya-i-razvitiya-vospitatelnoy-sredy-obscheobrazovatelnoy-organizatsii.pdf /(дата обращения: 04.05.2021). 17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва.: Мир И образование, 2015. – 1375 с. 18. Остапенко И. А. Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема. [Электронный ресурс]/Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 456–460. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/970106.htm /(дата обращения: 29.04.2021). 19. Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание»// Научный журнал.- 2015.–№ 1 (1).- С. 41 -44. 20. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Издание 3-е, переработанное /Под ред. Батышева С.Я., Новикова A.M.. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2016. - 456 с. 21. Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»/ Вестник Челябинского государственного педагогического техникума-2018. № 1.- С. 194. 22. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. – Москва.: Аделант, 2013. - 799 с. 23. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 160 с. 24. Croitoru I., Munteanu H. The Moral-religious Education – A Support of Selfconscience Training [Электронный ресурс]/ Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 116. P. 2155–2163. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/270847258_The_Moral-eligious_Education_-_A_Support_of_Self-conscience_Training /(дата обращения: 02.05.2021). 25. Manea A.D. Influences of Religious Education on the Formation Moral Consciousness of Students [Электронный ресурс]/ Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 149. P. 518–523. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/275544392_Influences_of_Religious_Education_on_the_Formation_Moral_Consciousness_of_Students /(дата обращения: 03.05.2021). 26. Сайт ОГБПОУ «Буйский техникум градостроительства и предпринимательства Костромской области». [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://btgp.ru/(дата обращения: 03.05.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности
Количество страниц:
40
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Мода в контексте кинематографа: российские и зарубежные практики
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Кино и телевидение
курсовая работа
ответственность за нарушение обязательств
Количество страниц:
31
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image