Теоретический анализ исследуемой проблемы привел к следующим выводам:
Есть много способов посмотреть на агрессивные действия человека, которые можно рассматривать, исходя из следующих концепций: теория влечения, теория фрустрации, теория социального обучения, когнитивная теория.
Обзор литературы показывает, что единой позиции относительно агрессивного поведения подростков и его причин нет. Склонность к агрессивным атакам может быть вызвана социальными и биологическими факторами. С точки зрения биологических факторов агрессивность имеет органическую или генетическую основу, и ее эффективность зависит от структуры и функций человеческого тела. Социальные факторы означают, что проявление человеческой агрессии является результатом обучения.
Оба эти фактора влияют на агрессивную производительность. Агрессивность бывает трудно определить. Если ни одна из них не является выгодной, и если обе полезны, то человек вырастет и станет неагрессивной личностью. Если один из этих факторов благоприятен, а другой неблагоприятен, вопрос о том, ведет ли человек агрессивное поведение, остается нерешенным: агрессия может возникнуть, а может и не произойти.
Среди исследователей нет единого мнения о видах агрессии, что еще раз подтверждает сложность и многогранность феномена агрессии.
На наш взгляд, наиболее распространенные виды агрессии включают косвенную и прямую, враждебную и инструментальную, доброкачественную и злонамеренную.
Чтобы понять природу агрессивного поведения в его исследовании, необходимо придерживаться комплексного подхода: учитывать взаимосвязь всех факторов - социальных и биологических, учитывать все проявления агрессии, учитывать особенности личности в исследование агрессивного поведения для отслеживания и выявления признаков деструктивной агрессии у детей. Для решения этих задач необходимо учитывать особенности развития агрессивности у подростков.
Давление со стороны школы, учителя, семья, СМИ и сверстники – все это способствует агрессивному развитию детей-подростков. Однако основным фактором, способствующим развитию агрессивного поведения, является семья, поскольку, с одной стороны, она может стать источником ограничения усиления и формирования агрессивного поведения; с другой стороны, она может быть эффективным фактором для агрессивного поведения.
В целом, если семья в хорошем состоянии и ребенок не видит признаков агрессии со стороны окружающих, то ребенок вырастет в такой неагрессивной семье. Если ребенок всегда является свидетелем агрессии, а сам становится объектом агрессии, то он станет агрессивным.
Учебная деятельность является основной деятельностью, она переопределяет отношения подростка со сверстниками и взрослыми. Вместе с родителями педагог, имеющий большой авторитет в отношении детей этого возраста, становится образцом для подражания. Он во многом определяет поведение подростка и напрямую влияет на развитие агрессивности.
В семье главное и обычно самое важное отношение к жизни имеет решающее значение, особенно отношение. В семье молодые люди приобретут предварительные практические навыки, связанные с межличностными отношениями, жизненными ценностями, и научатся регулировать поведение в различных повседневных ситуациях общения. Среди подростков образцы для подражания родителей, семейная атмосфера и домашний образ жизни сформируют правила поведения и критерии оценки хорошего или плохого.
Таким образом, семья знакомит детей с миром их работы и знаний, социальной ответственности и прав в повседневной жизни.Семейное воспитание и семейные вопросы имеют первостепенное значение, и возрождение интереса к развитию общества и социальным проблемам также повышает интерес к семье как важному социальному институту как главному фактору развития личности.
В результате семейные традиции, система семейных отношений и эмоциональный микроклимат отражают ключевые проблемы современного общества. Это оставляет впечатление на семейное воспитание, которое готовит подростков к жизни в обществе, в котором действуют определенные моральные принципы. Поэтому в семейном воспитании есть определенные отличительные черты, которые создают благоприятную среду для развития и появления агрессивных проявлений в поведении подростка, которые со временем могут перерасти в устойчивую черту личности.
Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы:
- Ученики среднего и старшего школьного возраста склонны к агрессивным реакциям, но часто не связаны со стабильной личностной чертой, а скорее, как ситуативное проявление.
- У учеников среднего и старшего школьного возраста происходит интенсивное формирование нравственных знаний по следующим направлениям: увеличивается качественный состав моральных знаний, изменяется его внутренняя структура, растет осознание моральных ценностей и увеличивается его объем.
В то же время у подростков этого возраста внутренний контроль над собственными действиями еще недостаточно развит. Подростки психологически готовы к усвоению норм, правил поведения и их содержательной реализации, но импульсивность поведения не всегда позволяет сдерживать агрессивные импульсы.
- Учителя существенно влияют на развитие учеников среднего и старшего школьного возраста. Своим поведением они могут способствовать развитию агрессивных реакций или, наоборот, научить контролировать свое поведение.
- Семья в современных условиях становится ведущим институтом социализации подростков. На данный момент наблюдается тенденция к увеличению количества неполных семей, и автор обнаружил, что подростки из этих семей имеют более высокую степень агрессивности, у таких подростков преобладает состояние страха, это способствует возникновению трудностей. во взаимодействии и общении со сверстниками. В большей степени подростки из неполных семей испытывают эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием проблем с предчувствием такой или неминуемой опасности.
Особую роль в проявлении подростковой агрессивности играют внутрисемейные отношения, поскольку они являются первой специфической моделью социальных отношений. Когда в семье царит гармония, атмосфера тепла, дружбы, эмоциональной поддержки и взаимного сострадания, уровень агрессии в такой семье невысок, вне зависимости от того, полная эта семья, или нет.
При комплексной реализации перечисленных выше положений создаются идеальные условия для воспитания подростка в неполной семье и образовательном учреждении, что способствует снижению агрессивности.