ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологический аспект проблемы психологического сопровождения старших школьников
1.1 Современное состояние проблемы психологического сопровождения школьников 5
1.2 Особенности психологического сопровождения старших школьников 7
2 Программы психологического сопровождения старших школьников
2.1 Психологическое сопровождение профориентационной работы 10
2.2 Психологическое сопровождение старших школьников в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16
Читать дальше
Изучив и проанализировав проблему психологического сопровождения старших школьников, удалось сформировать определенное представление о содержании работы педагога-психолога в образовательном учреждении. Также удалось рассмотреть несколько направлений психологического сопровождения и программ его реализации.
Психологическое сопровождение необходимо для создания особых условий, которые позволяют оптимизировать деятельность участников образовательного процесса. Так, сопровождение, в современной системе образования, учитывает индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, становясь личностно-ориентированным и направленным на индивидуализацию.
Для педагога-психолога в первую очередь должна быть важна личность самого старшеклассника, его интересы, способности и возможности. Необходимо тщательно исследовать личность, нуждающуюся в помощи и поддержке при решении вопросов. Потому что только когда специалист знает старшего школьника со всех сторон, принимает его особенности и понимает запросы, тогда может быть выстроена успешная и эффективная работа, а также качественное психологическое сопровождение с нацеленностью на результат.
Сопровождение в психолого-педагогическом контексте рассматривается как необходимость интеграции процессов поддержки, защиты и обеспечения самостоятельности учащегося в принятии того или иного решения. Обобщая всю полученную информацию, можно сказать, что в системе сопровождающей деятельности выделяется три основных компонента: систематический мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе обучения; создание социально-психологических условий для развития личности школьников, а также их успешного и эффективного обучения; создание особых социально-психологических условий детям, которые имеют какие-либо проблемы в развитии.
Анализ теоретического материала привел к изучению некоторых основных принципов психологического сопровождения, которые были разработаны Е.И. Казаковой. Первый принцип – рекомендательный характер помощи педагога-психолога. Второй принцип – в приоритете всегда должны быть интересы ученика. Третий принцип – необходимость непрерывности сопровождения. Четвертый – мультидисциплинарность, то есть психологическое сопровождение не должно зацикливаться на одном направлении и игнорировать другое. И, наконец, пятый принцип – формирование стремления к автономии.
Важно учесть, что в данный период времени некоторые направления современной науки рассматривают психологическое сопровождение как нацеленность на сохранение психологического здоровья обучающихся. Само по себе психологическое здоровье заключает в себе совокупность психических свойств, которые обеспечивают гармоничное развитие личности и возможность полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности (И.В. Дубровина).
Стоит также отметить, что анализ научных трудов авторов, изучающих деятельность педагога-психолога, привел к установлению основных этапов психологического сопровождения. Так, в сопровождение включен диагностический этап как начальный этап, с которого начинается система. Вторым этапом выступает поисковый, который характеризуется поиском и сбором информации о возможных вариантах решения той или иной проблемы. Также этот этап включает в себя информирование всех участников, которые так или иначе задействованы в проблемной ситуации. Далее следует консультативно-проективный этап, который подразумевает изучение и обсуждение возможных путей выхода из затруднительной ситуации, составление плана решения, распределение обязанностей, определение сроков исполнения. Деятельностный этап тоже является одним ихз важнейших этапов сопровождения. Именно этот этап подразумевает выполнение конкретных действий по реализации сопровождения. И последний, заключительный этап психологического сопровождения – рефлексивный. Представленный этап позволяет определить период осмысления того, что было сделано, всех действий и принятых решений. В итоге происходит оценка и анализ полученных результатов деятельности психологического сопровождения.
Все представленные в работе пункты являются важной и неотъемлемой частью психологического сопровождения. Успешность и эффективность учебной деятельности детей, а также их социально-психологического благополучия во многом зависит от деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Читать дальше
1. Данные Федеральной службы государственной статистики. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964
2. Данные Федеральной службы государственной статистики. Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся по дополнительным общеобразовательным программам в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807
3. Крушная Н.А. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016 – 36 с.
4. Методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся образовательных организаций 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/1347390822
5. Романова А.Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Концепт. – 2012. – № 10. – С. 1-7.
6. Содержание деятельности педагога‐психолога: методические рекомендации / Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, И.В. Кузнецова, Н.Г. Рукавишникова. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2015. – 226 с.
7. Ульянова И. В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Электронный ресурс] // Журнал современных проблем науки и образования. – 2015. – №4. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20857
Читать дальше