Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологический анализ основных подходов к проблеме преодоления стресса 5
1.1 Понятие, структура и основные подходы к пониманию стресса 5
1.2 Изучение основных стратегий преодоления стресса 9
Выводы по главе 1 14
Глава 2 Эмпирическое исследование индивидуальных стратегий преодоления стресса у военнослужащих 15
2.1 Организация и процедура исследования индивидуальных стратегий преодоления стресса у военнослужащих 15
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования индивидуальных стратегий преодоления стресса у курсантов 17
2.3 Рекомендации для военнослужащих по преодолению стресса 22
Выводы по главе 2 23
Заключение 25
Список литературы 27
Читать дальше
Обобщая результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, можно сделать следующие общие выводы.
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивает-ся с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нару-шающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Разнообразие стрессогенных ситуаций и факторов, а также индивидуаль-нопсихологические особенности личности обусловливают различные спо-собы (стратегии) преодолевающего поведения человека в стрессовых об-стоятельствах жизнедеятельности человека. Стратегии преодоления стрес-совых ситуаций классифицируют на четыре группы, а именно: проблемно-ориентированные, эмоционально-ориентированные, стратегии поиска под-держки и смыслообразующие стратегии преодоления стрессовых ситуа-ций. Как правило, люди используют комбинацию нескольких стратегий преодоления стрессовых ситуаций, которые могут меняться с течением времени. Все эти стратегии могут оказаться полезными, но индивиды, ис-пользующие проблемно-ориентированные стратегии, как правило, лучше адаптируются в условиях современной жизни.
Проблемно-ориентированные механизмы реагирования в стрессовой ситуации позволяют человеку больше воспринимают контроль над своей проблемой, в то время как эмоционально-ориентированные стратегии и стратегии, ориентированные на избегание могут привести к сокращению воспринимаемого контроля. Индивиды, использующие стратегии поведе-ния в стрессовых ситуациях, ориентированные на проблему, пытаются разобраться с причиной своей проблемы. Они делают это, узнавая инфор-мацию о проблеме и обучаясь новым навыкам управления этой пробле-мой. Проблемно-ориентированные стратегии поведения направлены на изменение или устранение источника стресса. Выделено три основных стратегии совладания, ориентированные на решение проблем: контроль, поиск информации и оценка плюсов и минусов различных способов реше-ния проблемы. Однако проблемно-ориентированное совладание может не обязательно быть адаптивным, особенно в тех случаях, когда человек не может избавиться от проблемы.
С целью эмпирического изучения индивидуальных стратегий пре-одоления стресса у курсантов было организовано и проведено эмпириче-ское исследование. В исследовании приняли участие 20 курсантов 4 курса, молодых людей в возрасте 22-23 лет. Исследование проводилось в сво-бодное от учебы время, индивидуально с каждым из респондентов или не-большими подгруппами по 3-4 человека. Для проведения психодиагности-ческого исследования с целью определения индивидуальных стратегий преодоления стресса была выбран методика «Копинг-поведенияе в стрес-совых ситуациях» (методика CISS).
В соответствии с полученными результатами в исследуемой группе курсантов было выявлено преимущественное использование стратегий по-ведения в стрессовых ситуациях, которые предполагают деятельность по активному разрешению проблем. В определения соотношения индивиду-альных стратегий преодоления стресса у курсантов было определено пре-обладание у большинства курсантов в качестве индивидуальных стратегий преодоления стресса проблемно-ориентированных стратегий, а также со-четания проблемно-ориентированных стратегий и стратегий, связанных с избеганием в качестве реакции на стрессовые ситуации. В соответствии с результатами проведенного исследования были сформулированы практи-ческие рекомендации по проведению работы, направленной на коррекцию неэффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях, а также на обучение навыкам эффективного поведения в стрессовых ситуациях. Таким образом, в результате проведения исследования подтвердилось предполо-жение о том, что большинство курсантов склонны использовать адаптив-ные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, связанные с активным решением задач.
Читать дальше
1. Александрова Л.А. Рассказова Е.И. Личностные ресурсы пре-одоления затрудненных условий развития // Личностный потенциал: Структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - C. 579-610.
2. Анцупов А.Я. Как избавиться от стресса /А.Я. Анцупов.-М.: Проспект, 2015. – 224 с.
3. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: Пер Сэ, 2000. – 352 с.
4. Грозная Т.А. Психологическое сопровождение жизнедеятель-ности курсантов в кризисных ситуациях: дис. канд. психол. наук: 19.00.06. – М., 2018.-121 с.
5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека /Е.П. Иль-ин.- СПб.: Питер, 2005.- 412 с.
6. Камынина И.В, Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.06. – М.,2013.- 110 с.
7. Караяни А.Г., Жуков А.М., Анцупов А.Я., Караяни Ю.М. Пси-хология стресса и стрессоустойчивого поведения. Электронный учебник. – М.: ВУ, 2016. – 445 с.
8. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и смерти. – М: Смысл, 2012 – 245 с.
9. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. - №3. – С.112-118.
10. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Ко-пинг-стратегии в структуре личностного потенциала // Личностный потенциал: Структура и диагно-стика / Под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. С. 267-299.
11. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Аспект-пресс, 2012. - 123 с.
12. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего по-ведения: характеристика современного состояния проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2019. – №7 - С.78-84.
13. Суворова В.И. Психофизиология стресса /Суворова В.И. - М.: Академический проспект, 2016. - 225 с.
14. Тукачева Т.П. Педагогическое сопровождение формирования профессионального копинг-поведения курсантов военных вузов: : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2019 – 150 с.
15. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
Читать дальше