Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современные историко-антропологические исследования: направления и проблематика................................................................................5
1.1. Понятие исторической антропологии...........................................................5
1.2.Основные направления антропологических исследований XX-XXI вв.....6
Глава 2. Изучение религиозных конфликтов XVI-XVII веков в Европе историками-антропологами..................................................................................8
2.1. Религиозные конфликты в Европе XV-XVI вв. – мнение антропологов нач. и середины XX в............................................................................................8
2.2. Изучение религиозных конфликтов в Европе с середины XX - начале XXI в......................................................................................................................13
Заключение...........................................................................................................17
Список литературы..............................................................................................18
Читать дальше
Историческая антропология представляет собой общую глобальную концепцию истории. Она охватывает все новые области исследования, такие, как изучение тела, жестов, устного слова, ритуала, символики и т.п. Историческая антропология возникла в результате осознания внутренней потребности исторической науки в обновлении методики и проблематики.
Одним из средств такого обновления стало использование достижений смежных социальных наук, прежде всего социальной и культурной антропологии, а также социологии, лингвистики. Помимо «очеловечивания» исторических трудов историческая антропология как новая парадигма гуманитарного знания характеризовалась признанием альтернативности в истории, множественности форм, в которых протекают важнейшие процессы в различных точках земного шара и отдельных регионах. Наконец, следует также иметь в виду, что влияние исторической антропологии ощущается сейчас даже в тех исследованиях, авторы которых никак не связывают себя с каким-то антропологическим направлением. А.Я.Гуревич писал, что одна из главных задач исторической антропологии и состоит в воссоздании картин мира, присущих разным эпохам и культурным традициям.
Понимание конфликта как субъективно-объективной реальности стало возможным лишь в рамках философско-антропологического анализа. Показано, что конфликт в антропологическом измерении может быть представлен как противостояние субъектов деятельности, обладающих соответственно субъективным восприятием условий конфликта. Ученые выдвигают различные теории в изучении религиозных конфликтов XVI-XVII вв. в Европе и сходятся во мнении о человеческом факторе конфликта, влиянии мнений лидеров Реформации на движения народных масс. Исследования XX-XXI веков ученых-антропологов посвящены изучению участия различных групп населения в религиозных конфликтах и роли религии в жизни средневекового человека.
Читать дальше
Отечественные источники
1. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: Институт Открытое Общество, 1995. – 223 с.
2. Горин А. А. Религиозные войны: проблемы исторической интерпретации». - Казань.: Издательство «ЯЗ», 2015. – 212 с.
3. Гуревич А. Я. - Культура и общество средневековой Европы.- М.; Искусство, 1989.- 369 с.
4. Далгат Ф. М. К вопросу о концепции и методах антропологии в историческом исследовании. [Электронный ресурс] / Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) № VIII.: Исторические науки, 2014.- С. 92-94. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kontseptsii-i-metodah-antropologii-v-istoricheskom-issledovanii /(Дата обращения: 08.05.2021).
5. Далгат Ф.М. Историко-антропологический подход в историческом исследовании. [Электронный ресурс] / Вестник Дагестанского государственного университета Том. 30. - 2015. - Вып. 4. - С. 133-140. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-antropologicheskiy-podhod-v-istoricheskom-issledovanii )/(Дата обращения: 09.05.2021).
6. Ермишина К.Б. Религиозная антропология. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. – 376 с.
7. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 244 с.
8. Корабельников А. А. Религиозная война: От мифов к реальности. [Электронный ресурс] / Военно-промышленный курьер. - 2006. - № 32 (148). – С. 3-5. Режим доступа: https://vpk-news.ru/articles/3024/(Дата обращения: 08.05.2021).
9. Костюк И. А. кандидат философских наук Философско-антропологическая сущность конфликта и формы его преодоления. [Электронный ресурс] / Диссертация, 2004. - 137 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44414581/(Дата обращения: 08.05.2021).
10. Лебон Г. Психология народов и масс.- М.: Терра, 2008.-272 с.
11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.- 623 с.
12. Мартышева Л.Ю. Жак Дю Перрон: Вероотступничество и прозелитизм на исходе религиозных войн во Франции. [Электронный ресурс] / Вестник Московского Ун-та Сер. 8. История № 1. - 2014. - С. 54-67. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhak-dyu-perron-verootstupnichestvo-i-prozelitizm-na-ishode-religioznyh-voyn-vo-frantsii/(Дата обращения: 08.05.2021).
13. Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях. Екатеринбург.: Изд-во Уральского ун-та, 2005.- 136 с.
14. Руткевич Е.Д. Религия в глобальном пространстве: фактор разъединения или объединения? Конфликт интерпретаций // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. – М.: Российское общество социологов, 2016. – С. 4901-4909
15. Самошков К. Н. религиозный конфликт как объект социально-филосовского анализа. Диссертация, 2004.- 187 с.
16. Сказкин С. Д. Реформация и Религиозные войны. - М.: История Франции Т. 1. - 1972. - С. 181-227.
17. Трофимова, М. А. Антропология реформации / М. А. Трофимова // Vita memoriae: Проблема человека в истории, философии, религии: сборник статей по материалам III всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся, Нижний Новгород, 2016. – С. 59-61.
18. Уваров П.Ю. Что стояло за Религиозными войнами XVI в.? От социальной истории религии к «le vécu religieux» и обратно. – M.: Французский ежегодник, 2004.- 33 с.
19. Филатов С.Б. Религия и конфликт / Под ред. А.В. Малашенко и С.Б. Филатова; Моск. Центр Карнеги. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 289 с.
20. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. М.: Айрис-пресс, 2004. - 544 с.
21. Чистозвонов А. Н. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в. М.: Наука, 1964.- 400 с.
22. Шретер М. Реформация церкви как реформация мысли: Германия, 1517 год / М. Шретер // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 19. - 2018. - № 2. – С. 156-162.
Иностранные источники
23. Berger P. Religious Pluralism for a Pluralist Age / Culture & Society, April 25, 2005. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.project-syndicate.org/commentary/religiouspluralism-for-a-pluralist-age (дата обращения: 14.02.2018)/(Дата обращения: 08.05.2021).
24. Kuttner E. Het hongerjaar. Amsterdam, 1949. - pp. 36–59.
25. Le Traité de Vervins / Textes réunis par J.-F. Labourdette. P., 2000. - p. 304.
26. Rambeaud P. De La Rochelle vers l’Aunis: Réformés d’une province au XVIe siècle: Thèse Université Michel de Montaigne. Bordeaux-3, 2001.- p. 285.
27. Tingle E. Nantes and the Origins of the Catholic League of 1589 // The Sixteenth Century Journal. 2002. T. 33/1. P. 109–128.
28. Wanegffelen T. L’Edit de Nante: Une histoire européene de la tolérance (XVIe–XXe siècle). P., 1998; Joxe P. L’Edit de Nantes. Une histoire pour aujourd’hui. P., 1998.
Читать дальше