Не откладывайте отчет по практике на заказ в Челябинске , дедлайны не ждут.
. Психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения — это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме — с другой. Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика. Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации. Формировать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Современный этап общественного развития постоянно предъявляет все новые требования к совершенствованию процесса образования в школе по совершенствованию образовательного процесса. Следовательно, в свете модернизации образования России школа должна стать самым важным фактором формирования новых жизненных установок и личностных характеристик. В связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования: сегодня уже недостаточно дать школьникам сумму знания, сегодня уже необходимо учить детей развить их познавательную и учебную мотивацию. Важно заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение. Также один из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта это сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира. Наиболее сензитивный и благоприятный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может отразиться что на 4 качестве обучения ребенка, что на его поведении, отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к учению. Противоречие исследования стоит между необходимостью получения образования в школе и нежеланием учиться детей. Научная проблема исследования: с помощью психологических и социально-педагогических технологий формировать желание учиться у младших школьников. Объект исследования: желание учиться как фактор успешной адаптации младшего школьника к окружающему миру. Предмет исследования: процесс формирования желания учиться у младших школьников через психологические и социально-педагогические технологии. Цель исследования: сформировать у младших школьников желание учиться (учебную мотивацию) посредством специальных приемов. Задачи исследования: 1) исследовать проблемы мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе; 2) выявить психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста; 3) определить особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте; 4) изучить уровень сформированности желания учиться у учащихся начальных классов; 5) сформировать желание учиться у младших школьников, а также дать рекомендации; 6) провести повторную диагностику. Гипотеза исследования: формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективным при: - рассмотрении процесса формирования мотивации как части целостного процесса формирования учебной деятельности младших школьников; - использовании методов и приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, методы обработки полученных данных. Значимость исследования: методики и методы работы, а также приемы для формирования учебной мотивации педагоги могут использовать в своей практике База исследования: МОУ СОШ №16 г. Орехово-Зуево. Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, 4 таблицы, 2 рисунка, заключение, 20 источников литературы, 2 приложения.