Введение.........................................................................................................................................3 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения социально-педагогических технологий формирования желания учиться у младших школьников………………...7 1.1. Исследование проблемы мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………….7 1.2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте………………………13 1.3. Формы и методы развития учебной мотивации младших школьников………………..20 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию желания учиться у младших школьников………………………………………………………………………...24 2.1. Изучение уровня сформированности желания учиться у учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………………..24 2.2. Формирование мотивов учения у учащихся начальных классов………………………28 2.3. Анализ результатов исследования………………………………………………………..33 Заключение…………………………………………………………………………………….36 Список использованной литературы………………………………………………………37 Приложение…………………………………………………………………………………....39

Психология и социально-педагогические технологии формирования желания учиться у младших школьников

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
53% уникальность
2021 год
27 просмотров
Зимина Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.........................................................................................................................................3 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения социально-педагогических технологий формирования желания учиться у младших школьников………………...7 1.1. Исследование проблемы мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………….7 1.2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте………………………13 1.3. Формы и методы развития учебной мотивации младших школьников………………..20 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию желания учиться у младших школьников………………………………………………………………………...24 2.1. Изучение уровня сформированности желания учиться у учащихся начальных классов…………………………………………………………………………………………..24 2.2. Формирование мотивов учения у учащихся начальных классов………………………28 2.3. Анализ результатов исследования………………………………………………………..33 Заключение…………………………………………………………………………………….36 Список использованной литературы………………………………………………………37 Приложение…………………………………………………………………………………....39
Читать дальше
Актуальность исследования. В настоящее время человек не может получить профессию без соответствующего образования. Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Поэтому при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтоб дети хотели учиться.


Не откладывайте отчет по практике на заказ в Челябинске , дедлайны не ждут.


. Психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче­ника. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз­вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения — это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме — с другой. Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика. Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается ни­сколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации. Формировать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Современный этап общественного развития постоянно предъявляет все новые требования к совершенствованию процесса образования в школе по совершенствованию образовательного процесса. Следовательно, в свете модернизации образования России школа должна стать самым важным фактором формирования новых жизненных установок и личностных характеристик. В связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования: сегодня уже недостаточно дать школьникам сумму знания, сегодня уже необходимо учить детей развить их познавательную и учебную мотивацию. Важно заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение. Также один из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта это сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира. Наиболее сензитивный и благоприятный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может отразиться что на 4 качестве обучения ребенка, что на его поведении, отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к учению. Противоречие исследования стоит между необходимостью получения образования в школе и нежеланием учиться детей. Научная проблема исследования: с помощью психологических и социально-педагогических технологий формировать желание учиться у младших школьников. Объект исследования: желание учиться как фактор успешной адаптации младшего школьника к окружающему миру. Предмет исследования: процесс формирования желания учиться у младших школьников через психологические и социально-педагогические технологии. Цель исследования: сформировать у младших школьников желание учиться (учебную мотивацию) посредством специальных приемов. Задачи исследования: 1) исследовать проблемы мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе; 2) выявить психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста; 3) определить особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте; 4) изучить уровень сформированности желания учиться у учащихся начальных классов; 5) сформировать желание учиться у младших школьников, а также дать рекомендации; 6) провести повторную диагностику. Гипотеза исследования: формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективным при: - рассмотрении процесса формирования мотивации как части целостного процесса формирования учебной деятельности младших школьников; - использовании методов и приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, методы обработки полученных данных. Значимость исследования: методики и методы работы, а также приемы для формирования учебной мотивации педагоги могут использовать в своей практике База исследования: МОУ СОШ №16 г. Орехово-Зуево. Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, 4 таблицы, 2 рисунка, заключение, 20 источников литературы, 2 приложения.

Читать дальше
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах. В данной работе были исследованы мотивы учения школьников 2 класса, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе. Искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности. Проведенное исследование помогло сформировать желание учиться у младших школьников с помощью специальных приемов, использованных на занятиях в школе. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, а гипотеза доказана.
Читать дальше
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. – 200 с. 2. Апиш, Ф.Н. Психолого – дидактические основы развития учебной мотивации [Текст]. - М,: МГОУ, 2018. – 180 с. 3. Антонова, Г.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников [Текст] // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. – С. 16-24. 4. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. [Текст] / Ш.А. Амоношвили. — М., 2016. – 410 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – М.: Педагогика, 2015. – 310 с. 6. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст]: Вопросы психологии, 2012. - №2. – С. 41-52. 7. Гончарик, Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] // Начальная школа. - 2014. - № 11. – С. 47-56. 8. Гугучкина, Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. [Текст] // Учитель, 2017. - №4. – С. 18-30. 9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]. — М., 2016. – 122 с. 10. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 2014.- №4. – С. 45-49. 11. Левин К. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2018. – 140 с. 12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 2017. – 130 с. 13. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]. — М., 2014. – 305 с. 14. Мыльников, Д.А. Мотивация и проблемы в обучении [Текст] // Народное образование. – 2012. - №9. – С. 123 -130. 15. Осипова, И.О. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2014. - №1. С. 76-82. 16. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста [Текст]. — М., 2018. – 200 с. 17. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2016. – 165 с. 18. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2017. – 180 с. 19. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2015. – 235 с. 20. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]. — М., 2014. – 312 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Феномен средств массовой информации в сохранении культурного наследия
Количество страниц:
35
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Сущность и содержание метода «Форсайт» в исследовании социально-культурной деятельности. Его различие между проектированием, прогнозированием и предвиденьем
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Социально-культурная деятельность
реферат
Преступность несовершеннолетних и пути её преодоления
Количество страниц:
15
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Обществознание
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image