Введение 3 Глава 1. Теоретические основы особенностей игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи 6 1.1. Сущность понятий игра и игровая деятельность 6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10 1.3. Особенности проектирования игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи 19 Глава 2. Экспериментальное исследование особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи 29 2.1. Организация, методы исследования 29 2.2. Анализ результатов диагностики игровой деятельности у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 34 2.3. Проектирование игровой деятельности детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 39 Выводы по второй главе 45 Заключение 46 Список использованных источников и литературы 48

особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
75% уникальность
2021 год
15 просмотров
Васильева О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы особенностей игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи 6 1.1. Сущность понятий игра и игровая деятельность 6 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10 1.3. Особенности проектирования игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи 19 Глава 2. Экспериментальное исследование особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи 29 2.1. Организация, методы исследования 29 2.2. Анализ результатов диагностики игровой деятельности у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 34 2.3. Проектирование игровой деятельности детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи 39 Выводы по второй главе 45 Заключение 46 Список использованных источников и литературы 48
Читать дальше
Актуальность. Игровая деятельность дошкольников является основой для развития и воспитания детей. В процессе игровой деятельности получают свое развитие основные направления дошкольного воспитания: нравственное, тендерное, физическое, трудовое. К сожалению, в настоящее время анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что игровая деятельность в организации педагогического процесса отошла на второй план, уступив место занятиям.


Если вас интересует написание контрольных на заказ, заходите на Work5 и заполняйте форму.


В этой связи не уделяется достаточного внимания проектированию игровой деятельностью дошкольников. Специалисты отмечают, что игры детей становятся бессодержательными, игровые действия однообразными, дети не могут адаптировать тот или иной сюжет к новым обстоятельствам. Причиной того, что игра часто не достигает своих развитых форм у дошкольников, являются некоторые особенности условий жизни детей в настоящее время. Дошкольными работниками проводятся разнообразные мероприятия по организации игровой деятельности детей, но результативность их подчас невелика. Причина этого кроется в отсутствии целенаправленной работы по формированию знаний и умений по проектированию игровой деятельности дошкольников. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно–волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно–логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Дошкольники с ОНР нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из–за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игр им доступны. Нарушения общей и речевой моторики вызывают у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру. Например, дети могут испытывать робость при включении в игру из-за страха за свою речевую некомпетентность. Степень изученности проблемы. В отечественной науке игра рассматривается как деятельность, имеющая огромное значение для развития ребёнка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). А исследователи Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова отмечают, что сегодня в детском саду наблюдается «вытеснение» игры занятиями, студийной и кружковой работой. Д. Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Объект исследования: игровая деятельность в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи. Предмет исследования: особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи. Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи. Задачи исследования: – рассмотреть сущность понятий игра и игровая деятельность; – раскрыть клинико-психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; – обосновать особенности проектирования игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи; – провести экспериментальное исследование особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи. Гипотеза исследования: особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи может быть эффективной, если учитывать критерии и показатели игровых умений (потребность в игре, содержание игры, способы решения игровых задач, взаимодействие детей в игре), входящих в структуру игровой деятельности ребенка. Методы исследования: – теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, психофизиологической и методической литературы по проблеме исследования; – эмпирические: наблюдение, беседа. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, игра является не только ведущей деятельностью в период дошкольного детства, но и самоценной деятельностью, которая дарит ребенку ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений. Игровая деятельность позволяет дошкольнику достичь полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому сообществу, в котором царит свободное общение равных. Игровую деятельность часто рассматривают в качестве самостоятельной деятельности дошкольников, которая происходит отдельно от взрослого. Однако иногда возникают ситуации, когда дети не в состоянии самостоятельно придумать себе привлекательную и интересную игру с четко осознанными правилами, и уж тем более – превратить данные правила в предмет своей игры. Для детей с ОНР характерна развернутая фразовая речь, включающая элементы недоразвития лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Звуки произносятся не дифференцированно: один звук может заменять сразу несколько звуков этой же или близкой к нему фонетической группы. В игре у детей с ОНР наблюдается стереотипность, формальные действия, отсутствует замысел, нет даже элементов сюжета. Дети с ОНР не используют предметы-заместители. Функция замещения у этих детей не возникает. Не развивается в их игре и функция речи: у них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но, как правило, и сопровождающей. Без специального обучения ведущей деятельностью ребенка с ОНР. Проектная деятельность – совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу воспитателя, то одним из условий эффективной разработки и реализации проекта является его компетентность. Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что у большей части испытуемых старших дошкольников с ОНР недостаточно сформированы умения совместной игровой деятельности, а следствием этого может быть отрицательное отношение со стороны сверстников. Большинство детей показывают низкий уровень развития сюжетно–ролевой игры: игровая деятельность крайне бедна по содержанию, выполнение роли сводится к реализации игровых действий, ролевая речь отсутствует, дети редко используют предметы–заместители. По результатам педагогической диагностики был разработан проект игровой деятельности с использованием сюжетно–ролевых игр. В сюжетно–ролевой игре формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных непринятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения. В основе проекта лежит деятельность воспитателя, направленная на создание благоприятной эмоциональной игровой атмосферы в группе, которое обеспечивает совершенствование тех умений совместной игровой деятельности в сюжетно–ролевой игре детей дошкольного возраста с ОНР, которые по данным педагогической диагностики находятся на недостаточном уровне сформированности.
Читать дальше
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.П. Аникеева. –М.: Просвещение, 2014. – 342 с. 2. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. Пособие / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев– Краснодар, 2012. – 136 с. 3. Варенцова, Н.С. Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности [Текст] / Н.С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 38–41. 4. Веракса, Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2011. – № 2. С.4–54. 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, М.: Педагогика, 2013. – 480 с 6. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман. – М.: 2014. – 140 с. 7. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2012. – 88с. 8. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2011. – 101с. 9. Иванкова, Р.А. Творческая игра дошкольников [Текст] / Р.А. Иванкова. – М.: Педагогика, 2013. – 121с. 10. Кононова, И.О взаимодействии детей шестого года жизни в игровой деятельности [Текст] / И.О. Кононова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – 52 с. 11. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова–Сибирская ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с. 12. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. 49 / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2005. – 144с. 13. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды / Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с. 14. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. – 236 с 15. Пантина, Н.С. Игра и детские взаимоотношения [Текст] / Н.С. Пантина // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Педагогика. 2013. – 140 с. 16. Радвил Г.И. Творческие игры детей 6–ти лет [Текст] / Г.И. Радвил – Орел: ОГУ, 2012. – 140 с. 17. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. –Москва. Просвещение, 2012. – 84 с. 18. Репина, Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Г.А. Репина. – М.: Педагогика, 2013. – 150 с. 19. Рюмина, Ю.Н. Основы социального проектирования : учеб. пособие [Текст] / Ю.Н. Рюмина. – Шадринск : ШГПИ, 2015. – 182. 20. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2015. – 176 с. 21. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №8. – С. 73–77. 22. Тверитина, Е.И. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова. – М., 2016. – 123с . 23. Туманова, Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. – М. : Гном, 2000. – 214 с. 24. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство Гном и Д, 2013. – 112 с. 25. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. –М., 2011. –140 с. 26. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2017. – 390 с. 27. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – Изд. 2-е. – Москва : АРКТИ, 2017. – 131 с. 28. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем [Текст] / Н.О. Яковлева. – Челябинск: Изд–во Челябинского гуманитарного института, 2012. – 279 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Донские писатели-детям
Количество страниц:
12
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Литература
курсовая работа
Понятие и виды обязательств из неосновательного обогащения
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Гигиеническое значение лечебно-профилактического питания
Количество страниц:
30
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image