Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ основных задач психопрофилактики и психокоррекции с акцентуированными подростками 5
1.1 Характеристика и задачи психопрофилактики и психокоррекции 5
2.2 Характеритика особенностей подросткового возраста и методы психопрофилактики и психокоррекции акцентуированной личности 7
Глава 2. Анализ проведенных методик исследования основных задач психопрофилактики и психокоррекции с акцентированными подростками 12
2.1 Описание методик по психопрофилактике и психокоррекции 12
2.2 Результаты исследований по выявлению акцентуаций характера подростков 14
Заключение 15
Список использованных источников ………….17
Читать дальше
Основной задачей, как выяснилось, психопрофилактики является перестройка мышления подростка в позитивное направление к самому себе, повышении самооценки, которая выступает в роли ведущего внутриличностного механизма в процессе психокоррекции.
Учитывая психологические особенности детей подросткового возраста, очень важно проводить как можно больше работы по психокоррекции и психопрофилактике, так как именно эти процессы с помощью поставленных перед собой задач, помогают детям принять и понять внешний мир. А также (и самое важное) понять свой внутренний мир, уметь совладать вовремя со своими реакциями на внешний раздражитель, а также, научиться находить общий язык с окружающими людьми. Ведь именно в период подросткового возраста дети чаще испытывают стресс. Для этого нужно в работе психокоррекции и психопрофилактики ставить перед собой задачу по предотвращению воздействия стресс-факторов, то есть вести психологическое просвещение и формирование жизненных стратегий, помогать формировать у детей стрессоустойчивость, обучать методам внутренней регуляции. Для этого существуют внешние и внутренние приемы воздействия. Внешние приемы представляют собой рефлексологический метод, нормализацию режима питания и фармакотерапия; внутренние приемы – это нервно-мышечная релаксация, самогипноз и идеомоторная тренировка.
Для решения данной проблемы предлагаются следующие рекомендации:
- работать с адаптацией детей и подростков к правилам и условиям образовательных учреждений;
- выработать перечень рекомендаций педагогам, родителям подростков и воспитателям для оказания помощи детям подросткового возраста в период адаптации;
- разработать план мероприятий для предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;
- создать программы для индивидуальной работы с учащимися, предназначенных для процесса адаптации учеников к процессу обучения и обеспечения гармоничного развития личности со всех сторон;
- создать условия, которые будут содействовать предупреждению дезадаптационных состояний в процессе перехода на каждую ступень - из начальных классов до профессиональной деятельности;
- проводить различные виды работ для создания благоприятного психологического климата в стенах образовательного учреждения.
Все эти методы работы позволяют детям подросткового возраста адаптироваться к внешним условиям и познавать внешний мир и самого себя.
Для изучения отклоняющегося поведения следует уделять особое внимание особенностям развития личности, заключающиеся в нарушении самоактуализации, в дезадаптации с окружающим миром, в индивидуально – стилевых характеристиках поведения и т.п.
Читать дальше
1. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, с.32.
2. Бадиев И.В. Акцентуации характера и эмоционально-волевые свойства в подростковом возрасте. // Казанская наука. 2012. №11. С.314 - 321
3. Бадиев И.В. Типология акцентуального характера у подростков // Вестн. Буряткого гос.ун-та. 2015. №5. С..60-65
4. Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. //Воспитание школьников, 2004, № 3, С. 23-32.
5. Бессмертная Ю.А. Изучение склонности учащихся старших классов к отклоняющемуся поведению // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2014. №1. С37-40.
6. Блос П. Психоанализ подросткового возраста. / Пер. с англ. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010, 155с.
7. Выготский. Л. С Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. / Л.С. Выготский; -М., 1996. -272с
8. Калетинская М.И., Онуфриева В.В. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №37. С.11-16.
9. Михайлюк Е.Б. Особенности защитносовладающего поведения девиантных подростков: Автореф. дис. …канд. псих. наук. – М., Ростов-на-Дону, 2006. – 24 с.
10. Михайлюк Е.Б., Самойлина Т.Г. «Психокорекция и психопрофилактика девиаций с учетом особенностей защитно- совладающего поведения подростков // Северо-Кавсказский психологический вестник, 2009. С. 41-45
11. Смирнов В.М., Кабанов М.М., Личко А.Е., Методы психологической диагностики и коррекции. – Л.:Медицина, 1983, 105с.
12. Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112.
Читать дальше