Заказывайте написание контрольной работы по геометрии. Рассчет стоимости работы бесплатно!
От современного учителя требуется готовность к непрерывному самостоятельному нравственному и профессиональному развитию. В то же время, в социокультурном пространстве современного российского образования процесс развития нравственности педагога в общеобразовательных учреждениях характеризуется автономностью и стихийностью. Соответственно, возрастает актуальность исследования педагогической этики, разработки организационно–педагогических основ её развития. Повышение качества педагогической и воспитательной деятельности учителя предполагает создание условий, необходимых для целенаправленного развития педагогической этики учителя. Это согласуется с такими принципами непрерывного образования, как системность в развитии творческого потенциала личности, целостность образовательного процесса на протяжении всей жизни, учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей личности, самообразование в периоды между этапами организованной образовательной деятельности и др. По мнению ученых, занимающихся научными разработками в области философии и этики (В. П. Клычков, М. Н. Розенко, Ю. А. Сандулов и др.), значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности в настоящее время возрастает, что связано с процессами демократизации общества, а также со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные стандарты применительно к меняющимся социально–экономическим отношениям. Большой объем теоретических и прикладных работ, раскрывающих сущность педагогической этики, специфику процесса саморазвития педагога, а также интенсивный поиск в современной педагогической науке психолого–дидактических условий перехода к развивающим, интенсифицирующим способам организации образовательного процесса, переходу от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения позволили рассмотреть развитие профессиональной этики педагога под новым углом зрения. Особый вклад в разработку вопросов педагогической этики внесли В.И. Андреев, Д.А. Белухин, Р.Г. Мамедзаде, Т.В. Мишаткина, В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, П.К. Холмогорцев, В.Н. Чернокозова и И.И. Чернокозов. Закономерности формирования личности педагога освещены в работах И.А. Зязюна, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина, H.H. Тарасевича. K.M. Левитан . Ю.К. Бабанский и Э.А. Гришин изучали профессиональные качества педагога. Теоретические аспекты педагогической этики разрабатывали Л. М. Архангельский, Ю.В. Согомонов, Н.Е. Юшманова, Я.Г. Якубсон и другие ученые. М. В. Велиев, Ю. Х. Карандасова, И. Н. Курочкина, И. Х. Кутейникова, А.Б. Резниченко, Н. Г. Шредер, Б.С. Стэнджел и другие ученые в своих работах осветили различные вопросы формирования профессиональной нравственности будущих учителей. Значительный вклад в изучение саморазвития педагогов внесли Х.Х. Костогрызов, Т.В. Лучкина, Ю.М. Митина, Г.И. Прохорова, И.Р. Сохацкий. На сегодняшний день в научных работах существуют различия в рассмотрении сущности педагогической этики, определении этого понятия. Кроме того, несмотря на разработку многих аспектов проблемы профессионального совершенствования учителя, вопрос о целенаправленном непрерывном развитии педагогической этики учителя в процессе школьного образования остается открытым. Развитие педагогической этики параллельно с осуществлением профессиональной деятельности педагога имеет ряд преимуществ перед развитием педагогической этики студентов педагогического колледжа, вуза или преподавателей курсов повышения квалификации. Работа в школе вызывает у учителя потребность в приобретении знаний, умений и навыков в области педагогической этики, которые позволяют ему решать текущие трудности. Умение сопоставлять приложенные усилия с достигнутыми результатами в тесной хронологической близости, реальная востребованность приобретенных умений и навыков способствуют восприятию педагогической этики как целостного инструмента решения профессиональных задач. Целенаправленное развитие педагогической этики способствует продуктивному взаимодействию педагога с учащимися, родителями, коллегами и другими участниками образовательного процесса. Противоречие между высокой значимостью целенаправленного развития педагогической этики учителя для повышения эффективности образовательного процесса в школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью организационно–педагогических основ развития педагогической этики учителя в процессе школьного образования обусловило выбор темы исследования. Исследовательская задача формулируется следующим образом: определить возможности повышения эффективности образовательного процесса на основе развития педагогической этики учителя в процессе школьного образования. Цель исследования: рассмотреть организационно–педагогические основы развития педагогической этики учителя, позволяющие повысить эффективность образовательного процесса в школе. Объект исследования: процесс развития педагогической этики учителей. Предмет исследования: развитие педагогической этики учителей с целью повышения эффективности образовательного процесса в школе. Задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа литературы рассмотреть сущность педагогической этики. 2. Изучить влияние процесса развития педагогической этики учителя на эффективность образовательного процесса в школе. 3. Определить и обосновать комплекс организационно–педагогических основ целенаправленного непрерывного развития педагогической этики. Методологическую основу исследования составили теоретические положения о сущности педагогического процесса (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, З.И. Васильева, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров и др.); теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); положение об активности обучаемого (А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, И. Песталоцци, Л.Н. Толстой и др.); теоретические подходы к профессиональному развитию преподавателя (М.В. Кларин, K.M. Левитан, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин); теоретические подходы к сущности педагогической этики (В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, Г.Н. Сериков, И.В. Тимонина, П.К. Холмогорцев, Л.Л. Шевченко и др.); положения личностно–деятельностного и диалогического подхода к образованию (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Виноградова, В.В. Горшкова, И.А. Зимняя, Н.М. Конжиев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); принципы отбора и конструирования содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); методологические принципы педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, A.M. Новиков). При написании работы использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование; методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение деятельности учителей; изучение и обобщение педагогического опыта. Практическая значимость обусловлена тем, что работа может быть рекомендована широкому кругу педагогической общественности для анализа педагогического процесса, как процесса нравственных отношений между его участниками. Структура курсовой работы состоит из: оглавления, двух глав, заключения и списка использованной литературы.