Введение 3 Глава 1. Теоретические основы мыслительных процессов дошкольников 5 1.1. Понятие, виды мыслительных операций 5 1.2. Особенности мыслительных процессов дошкольников 11 Глава 2. Экспериментальное исследование мыслительных процессов дошкольников 20 2.1. Организация, методы и результаты исследования мыслительных процессов дошкольников 20 2.2. Рекомендации педагогам по развитию мыслительных процессов дошкольников 28 Заключение 36 Список литературы 38

Исследование мыслительных процессов дошкольников

курсовая работа
Психология
40 страниц
73% уникальность
2021 год
28 просмотров
Багирова М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы мыслительных процессов дошкольников 5 1.1. Понятие, виды мыслительных операций 5 1.2. Особенности мыслительных процессов дошкольников 11 Глава 2. Экспериментальное исследование мыслительных процессов дошкольников 20 2.1. Организация, методы и результаты исследования мыслительных процессов дошкольников 20 2.2. Рекомендации педагогам по развитию мыслительных процессов дошкольников 28 Заключение 36 Список литературы 38
Читать дальше
Актуальность темы обусловлена тем, что мыслительные процессы представляют собой инструмент познания человеком окружающего мира, действительности, в связи с этим, развитие мыслительных операций представляется важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность логически мыслить, четко и ясно излагать свои мысли в наше время требуется повсеместно каждому человеку. Данные качества необходимы в любой профессии, в них нуждаются как врач, так и руководитель организации, рабочий и инженер, продавец и юрист, и многие другие. Научно доказано, что логическое мышление формируется приблизительно к 5-6 летнему возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных процессов. Вот почему вопросы развития мыслительных процессов являются основными в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, которые необходимы для успешного усвоения знаний в школе.


Если можете сделать курсовую работу на заказ в Ростове пишите нашим менеджерам.


Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций достаточно мало. Решение подобной проблемы заключается в поиске новых путей, форм и методов организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. Формирование мыслительных процессов в рамках образовательной программы дошкольного учреждения осуществляется на всех занятиях: ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, развитие речи и.т.д. Однако для этого обычно применяют традиционные средства, такие как дидактические игры или задания, приближенные к учебным. Потенциал нетрадиционных методов для формирования мыслительных действий позволяет детям познавать себя и окружающий мир, способствует созданию благоприятной атмосферы в процессе обучения детей дошкольного возраста. Объект исследования: мыслительные процессы дошкольников. Предмет исследования: исследование мыслительных процессов дошкольников. Цель исследования: провести исследование мыслительных процессов дошкольников. Задачи исследования: – раскрыть понятие, виды мыслительных операций; – выявить особенности мыслительных процессов дошкольников; – провести экспериментальное исследование мыслительных процессов дошкольников. Теоретическую основу исследования составили: – исследования, посвященные изучению психологических особенностей детей дошкольного возраста Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Е.В.Захаровой, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Урунтаевой; – исследования, посвященные изучению развития у детей дошкольного возраста мыслительных операций, Л.В. Белоусовой, Е.Ч. Запасника, Р.С. Немов и др. Методы исследования: – теоретические: сравнительный анализ психологической, педагогической и учебно-методической литературы, конспектирование; – эмпирические: тестирование, опрос, количественный и качественный анализ данных. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

Читать дальше
Таким образом, в психолого-педагогической литературе встречаются определения мышления как философской, так и психологической направленности. Под мышлением понимается активная познавательная деятельность субъекта, направленная на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование событий, действий в ходе решения задач, проблем, на основе переработки и преобразования информации, при подсознательном использовании прошлого опыта и исходного минимума знаний, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. Мыслительные действия ребенка принимают либо форму действий с образами, либо форму действия со знаками – со словами, числами и др. в зависимости от рода внешних действий и их интериоризаци. В отечественной науке отмечается, что развитие интеллекта и речи ребенка осуществляется в рамках ведущей деятельности возраста, и подчеркивается особая роль целенаправленных воздействий взрослого, в форме обучения и воспитания, на развитие всех видов деятельности дошкольника и на развитие его мышления в частности. Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе общественного опыта и выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление. Все эти типы мышления в процессе онтогенеза сменяют друг друга, но исконно первым является наглядно - действенное мышление. Оно формируется в процессе развития ребенка в ходе освоения им общественного опыта. Главную роль в развитии детского мышления играют взрослые, они целенаправленно должны развивать его путем обучения и воспитания. На констатирующем этапе исследования мы сделали выводы, что уровень развития мыслительных процессов у старших дошкольников средний. Изменению уровня мыслительных операций в положительную сторону способствовала проведенная работа с детьми, которая представляла собой разработанную систему занятий, содержательная составляющая которых была направлена на активизацию мыслительных операций, развитие мышления в целом. Для развития мыслительных процессов детей дошкольного возраста можно педагогам предложить следующие рекомендации: создать специальную подобранную систему дидактических игр, разнообразить дидактические игры, которые направлены на развитие наглядно-образного мышления, во всех видах детской деятельности стоит использовать игровые упражнения, развивать умение осуществлять анализ в сюжетных картинках, которые имеют скрытый смысл, необходимо развить умение сопоставлять схематические изображения с реальными предметами, включать в игровую деятельность, такие игры, где можно развивать умение классифицировать и обобщать предметы по их свойственным признакам и назначению. Полученные результаты проведенной работы могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами.
Читать дальше
1. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – СПб. : Питер, 2011. – 364 с. 2. Бехтерева, Н. П. Здоровый и больной мозг человека / Н. П. Бехтерева. – М. : АСТ, 2010. – 400 с. 3. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин – М.: Книжный дом «Университет», 2015. – 332 с. 4. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской / Д. Дьюи – М.: Совершенство, 2007. – 208 с. 5. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков, – М.: Педагогика, 2016. – 240 с. 6. Земцова, О. Н. Развиваем мышление / О. Н. Земцова. - М. : Азбука-Аттикус, 2012. – 272 с. 7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Республика, 2014. – 230 с. 8. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. Москва : Наука. – 2014. – 256 с. 9. Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П.Коломинский, Е.А.Панько, С.А. Игумнов СПб.: Питер, 2014. – 480 с 10. Люблинская, А.А. Воспитание мышления у детей / А.А.Люблинская //Дошкольное воспитание. 2014. – №12. – С.6–54. 11. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев– М.: Просвещение, 2012. – 214 с. 12. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко. – М. : Просвещение, 2011. – 320 с. 13. Лубовский, В. И. Специальная педагогика и специальная психология / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова. - М. : Издательский центр «Академия», 2015.– 464 с. 14. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - М. : Питер, 2016. – 320 с. 15. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин − М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. − 720 с. 16. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская – Москва: Гардарики, – 2010. – 255 с. 17. Маклаков, А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: 2015. – 583 с. 18. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н.Малофеев. М.: педагогика, 2016. – 139 с. 19. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М. : Педагогика, 2011. – 240 с. 20. Никифоров, Г.С. Логическое мышление. / Г.С. Никифоров. – Львов : ЛГУ, 2012. – 192 с. 21. Новикова, О. Н. Логическое мышление старших дошкольников / О. Н. Новикова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3. – С. 8–49. 22. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова–М., 2015. – 139 с. 23. Огерчук, Л.Ю. Изучение «Технологии» как средство развития логического мышления младших школьников: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.Ю. Огерчук. – М., 2018. – 120 с. 24. Петровский, А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы / А.В. Петровского. – Москва : МГУ, 2015. – 273 с. 25. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника. / Н.Н. Поддъяков – М.: Педагогика, 2013. – 212 с. 26. Проскура, Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е.Ф. Проскура. – М.: Просвещение, 2016. – 134 с. 27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн − СПб.: Питер, 2011. − 713 с. 28. Смирнова, И. А. Специальное образование дошкольников / И. А. Смирнова. СПб.: Речь, 2013 – 150 с. 29. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС. – 2012. – 384 с. 30. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. − М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с. 31. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ.высш. и среди пед учеб.заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ROOM- SERVICE
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
«Представительные органы государственной власти
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
реферат
Нормативно-правовые акты. Нормы права
Количество страниц:
25
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image